Форум ВЕК ПАРУСОВ
Форум ВЕК ПАРУСОВ
Цусима.SU

ВНИМАНИЕ!!!
Форум переехал на новый адрес http://tsushima.su/forums.
Этот форум больше не поддерживается

Другие тематические ресурсы:
форум ПОРТ-АРТУР;
История Цусимского сражения;
Жизнь Императора Николая II


АвторСообщение
Vorob
Мичманъ


Рапорт N: 1
Корабль: пкр Москва
Откуда: Украина, Керчь
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.10.06 18:42. Заголовок: Почему победил "Меркурий"?


В ближайшей теме был помянут в суе бр "Меркурий". Не могу молчать, хотя рискую быть не оригинальным в предложенной теме. Как специалиста по вооружению кораблей и любителя по истории вооружения кораблей - всегда интересовал вопрос: с точки зрения "технической", что стояло за победой брига над двумя линейными кораблями турок. Если отбросить варианты фантастического плана (машина времени, лазерная пушка, АК-176 на борту), то что же? Разумеется, у меня есть свое твёрдое мнение. Но, что скажет сообщество?!

vorob Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Ответов - 217 , стр: 1 2 3 4 5 6 All [только новые]


von Echenbach
Лейтинантъ


Рапорт N: 143
Корабль: п-фр Владимир
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.03.07 23:42. Заголовок: Re:


Эд пишет:

 цитата:
если это интересует, я могу их предоставить

Пожалуйста.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Эд
moderator


Рапорт N: 13
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.03.07 15:32. Заголовок: Re:


von Echenbach пишет:

 цитата:
Пожалуйста.



Пожалуйста.
ЛК Selimiye («Сила») был спущен на воду в 1796 г. в Стамбуле, строитель – французский кораблестроитель Брюн де Сент-Катрин, 122/128 орудий, экипаж 1200 чел., длина киля – 67 zira (турецких аршин) = 50,8 м, хотя на рисунке того времени он изображен со 140 пушечными портами (малые карронады, фальконеты). Некоторые списки дают год постройки 1797, 1798, даже 1801, но это – скорее время вооружения, Брюн уехал на работу в Россию в 1798 г., он спроектировал Храбрый 120 (1808, 1-й 120-пушечник, Благодать был фактически 110/118-пуш. класса, такой же, как и тип Лейпциг (1816), но с 3-фунтовыми фальконетами на 5-м ярусе на юте (round house), его младший брат спроектировал Смелый 88 (1809), 1-й 80-пуш. на фр. манер. В 1820-е гг. он спроектировали 84-пуш. типа Императрица Александра 84.
По материалам «Комитета для приведения флота в лучшее состояние» (1803 г.), который учитывал только орудия от 18 фунтов и выше, к 1803 г. Selimiye имел следующее вооружение:
4-48+28-36; 34-24; 34-18, + легкие орудия и/или карронады на открытой палубе.
Флагманский ЛК Османского флота в войнах 1806-12 и 1827-29. В 1801 плавал в Египет.
В книге B. Langensiepen и A. Gurelyuz, The Ottoman Steam Navy 1828-1923 в списке османского флота в 1839 г. указано, что Selimiye был построен в 1809 г. Полагая, что возможно это – дата перестройки, я запросил мнение турецкого историка, с которым переписывался по Интернету, кстати, он участвовал в подготовке материалов для этой книги, турок сообщил, что это неверно, и он вообще предупредил о том, что в этой книге много неточностей по парусному и винтовому османскому флоту, что и подтвердилось. Selimiye никогда не перестраивался и служил до 1841 г., когда бы сдан на слом. Турецкий историк также сообщил, что его друг, тоже историк ВМФ, написал диссертацию, которая вскоре будет издана книгой как раз о Selimiye; он нашел его чертежи и полумодель, выяснилось, что это была копия не 120-пушечника Sane (Commerce de Marseille 1788), как раньше думали (Брюн в 1780-х гг. работал в Тулоне и как будто мог быть знаком с 120-пуш. типом Sane), а Royal Louis 116 1759! – с очень небольшими изменениями бушприта и кормы. Я пытался установить с эти турком связь, но он не знает английского (а я – турецкого). Но данные Royal Louis 1759 хорошо известны:
190’ (киль 171’6) – 51’6 – 24’6(глубина интрюма) – осадка нос/корма (24'5/25'8), следует учесть, что здесь – французские футы (=325 мм), тоннаж 3000 Tx, водоизмещение 4732 т. Вооружение: 32-36, 34-24, 34-12, 16-8, экипаж – 1340.
Было бы интересно посмотреть на чертежи Храброго 120 (1808), что если Брюн и его скопировал с Royal Louis 1759, поскольку не был знаком с проектом Sane 1786? Когда Тет привел Храбрый в Англию в 1812 г., он привлек внимание англичан, которые просили его чертежи.
В 1829 г. на Selimiye плавал Адольфус Слэйд, будущий Мушавер-паша. По его сведениям, Selimiye имел на гон-деке 36-фунт. и 4 110-фунтовых камнеметов, на среднем-деке – 26-фунт. и 4 75-фунт. камнемета, на 3-м – 20-фунт., на открытой палубе – 12 и 9-фунтовые, о карронадах ничего не сказано, всего – 128 орудий, все пушки -французские. Экипаж – 1400 человек + св. 100 прислуги, очень мало опытных моряков, матросы, в основном, чабаны (забавное сходство с испанскими экипажами 1797 г., когда матросы, преимущественно, были из пастухов). Флот включал 6 ЛК (1-3 дека, 5 – 2-дека), 3 фрегата (в т.ч. Рафаил), 5 корветов, 3 брига (1 – капудан-паша – генерал-адмирал, 1 патрона-бей – вице-адмирал, 1 реал-бей – контр-адмрал), капудан-паща – Ахмет-паша, моряки его звали «папуджи», т.е. сапожник, это была его первоначальная профессия, затем он стал полицейским офицером, а потом сразу – капудан-пашой (в 1827 г.). Лучший фрегат – Шериф-Ресан 50 пушек, самый быстроходный, его 28-летний капитан Нуррей-бей, 6 месяцев назад был пажом Султана, должности обычно покупались за деньги.

Что касается Рафаила, то в кампанию 1829 г. он имел следующее вооружение;
26-24 (коротких), 10-8, 8-36 карронад. Утверждение в Истории Османского парового флота (см. выше), что его переименовали в Nimetulla (о чем затем говорилось в Гангуте), неверно. Корабля с таким названием в Османском флоте в 1829-59 гг. не было. Руководитель коллектива, который готовит материалы для парусного Conway 1815-1859 любезно прислал мне список всех турецких кораблей, построенных и приобретенных в 1820-59 гг., там нет Nimetulla, но есть Fazlullah (русский приз 1829 г.) с пометкой его гибели при Синопе, то же в списке 1836 г. (данные фр. посольства в Стамбуле), в списке 1845 г. (данные шведского посольства в Стамбуле), в списке на 1853 г. При Синопе Fazlullah имел 26-18, 18-12, похоже.
Следует отметить, что фр. фрегат Le Brune, захваченный на Корфу, был передан Ушаковым туркам и переименован Nimet-i Huda, был в плохом состоянии и в списке 1801 г. его уже не было. Его спутали с Рафаилом?

Карронады начали поступать на вооружение русского флота уже в 1780-е гг.

Возможно, Nimetulla было первое переименование Рафаила, затем > Fazlullah, смысл («Божья милость») примерно одинаков.

Если есть еще вопросы, я готов помочь.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Олег
Мичманъ


Рапорт N: 83
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.03.07 21:27. Заголовок: Re:


Эд пишет:

 цитата:
Руководитель коллектива, который готовит материалы для парусного Conway 1815-1819

Хорошо, что такой намечается. Только с датами непонятка, ведь остаётося неохваченным период 1820-1859.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Эд
moderator


Рапорт N: 16
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.03.07 22:40. Заголовок: Re:


Конечно, я имел в виду 1816-1859. Большая часть материалов уже собрана, но само издательство Conway дышит на ладан, сперва оно располагалось в центре Лондона, на Стренде, потом переехало подальше, а потом и вообще в Вест-сайд, туда надо ехать на машине, там даже метро нет. Мало интересующихся эпохой парусных флотов, чем они прежде всегда славились, тиражи книг небольшие и дорогие.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Агриппа
Лейтинантъ


Рапорт N: 220
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.03.07 11:36. Заголовок: Re:


Эд пишет:

 цитата:
Флагманский ЛК Османского флота в войнах 1806-12 и 1827-29.


Значит ли это, что он участник Дарданелльского и Афонского сражений?
И под чьим флагом, капудан-паши?

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
grosse
Лейтинантъ


Рапорт N: 173
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.03.07 12:53. Заголовок: Re:


Эд пишет:

 цитата:
там нет Nimetulla, но есть Fazlullah (русский приз 1929 г.) с пометкой его гибели при Синопе


Опять зреет сенсация. Изначально считалось, что Фазли-Аллах и есть Рафаил и почил он в Синопе. Потом "разобрались" и решили, что Рафаил - это Ниметулла и разобран в 1839-ом.
Теперь выходит опять "разобрались"? Только Синопский Фазли-Аллах у турок вроде бы считался корветом?

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Эд
moderator


Рапорт N: 19
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.03.07 16:42. Заголовок: Re:


Агриппа пишет:

 цитата:
Значит ли это, что он участник Дарданелльского и Афонского сражений?
И под чьим флагом, капудан-паши?



В сражениях 1807 г.флагман турок был Mesudiye 118 (строитель - Бенуа), его осмотрел накануне спуска Ушаков в августе 1798 г. и отметил в отчете Павлу I, что он "был узковат для своей длины", в списке для "Комситета для приведения флота в лучшее состояние" (1803) дано его вооружение:
4-48+26-36; 32-24; 32-18, + мелочь наверху, т.е. был 110-пуш. класса. 17.08.1810 у Босфора контр-адм. Сарычев (8 ЛК, 5 ФР, 4 мелких) погнался за турками (2-3-дечника - Selimiye и Mesudiye, 6-2-дечников, 2-50 ФР, 1 бриг), впереди шли самые быстроходные контр-адм. Клокачева (Полтава, Дм. Донской, Мария, Полтава, Лилия), за ними остальные - Ягудиил, Ратный, Правый, Варахаил, Крепкий, Воин, Назарет, Иоанн Златоуст и мелочь, Анапа достиг турок, но не смог их отрезать, русские суда сильно растянулись и Сарычев прекратил погоню; это сильно разгневало Императора, он даже представил свои вопросы Сарычеву, тот отбоярился.
Подробности плавания Сарычева у Веселаго: "Многие суда (при свежем ветре) теряли стеньги и нижние реи, мачты получили опасные повреждения, под баргоутами вышла конопать, расходились обшивные доски, отходили от досок и кололись кницы, даже несколько болтов вышли из своих мест. Независимо от слабости корпуса судов, большая часть повреждений произошла от гнилости деревьев рангоута (результаты управления Траверсе). В частном письме Сарычев писал главкому ЧФ Языкову: "Удивляюсь, как эта стеньга (на Полтаве) не слетела еще в гавани от тяжести наложенного на нее рангоута". В грот-мачту можно было воткнуть шомпол до ручки. На судах не было комплекта команд и имелось до 150 необразованных "ребятишек" - малолеток, вовсе незнакомых с требованиями службы, "так что само управление парусами сделалось затруднительным". Александр Павлович жаловался иностранцам: "Они бы украли даже мои линейные корабли, если бы знали, где их можно спрятать".
Mesudiye был перестроен в 1830 и дожил до 1860-х гг.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
grosse
Лейтинантъ


Рапорт N: 178
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.03.07 16:56. Заголовок: Re:


Эд пишет:

 цитата:
отчете Павлу I, что он "был узковат для своей длины",


Мне где то попадалось более "изящное" высказывание - "из соображений длины зело узок" )))

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Эд
moderator


Рапорт N: 23
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.03.07 19:09. Заголовок: Re:


grosse пишет:

 цитата:
зело узок



Вот выдержка из рапорта Ушакова Павлу I от 6 сентября 1798 г. ("Документы Ушакова, т.2): "...осматривал я стодвадцатипушечный корабль во всех подробностях, который построен на манер французских кораблей в совершенстве (только показался мне в рассуждении длины несколько узок), артиллерия приготовлена на него бесподобо большая и весьма хороша..состояние их (кораблей) нахожу хотя не совсем совершенно против европейских флотов, но против прежнего несравненно лучше, а частию и в настоящем порядке". Корабль был тот самый Афонский Messudiye.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Эд
moderator


Рапорт N: 24
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.03.07 09:54. Заголовок: Re:


Агриппа пишет:

 цитата:
Участвовал ли он в сражениях 1807 года? А если нет, то что означает фраза

"Флагманский ЛК Османского флота в войнах 1806-12"?



Mesudiye был единственным турецким 3-дечником в Афонском сражении 1807 г. Более крупный Selimiye считался основным флагманом, но капудан-паша, разумеется, не всегда был на нем. Во время преследования турецкого флота Сарычевым в 1810 г. Selimiye безусловно был флагманом.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Эд
moderator


Рапорт N: 35
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.03.07 22:48. Заголовок: Re:


grosse пишет:

 цитата:
Только Синопский Фазли-Аллах у турок вроде бы считался корветом?



По всем спискам турецкого флота (у меня их несколько) все турецкие корветы - 20-26-пушечные. Рафаил все-таки имел 44 орудий. Только в книге Лангенсипена и Гюлерьюза - История Оттоманского флота в списке 1839 г. Fazlullah (1828) - 22-пуш. корвет. Во всех прочих, которые я упоминул выше, он - фрегат с пометкой "захвачен" и - 44-пушечный, столько и имел Рафаил в кампанию 1829, да и при Синопе у Fazlullah схожее вооружение. В этом списке 1839 г. много неточностей, ряд кораблей отсутствует, некоторые даты постройки даны неверно. В тексте говорится, что винтовой Kossova был большим двухдечниом в 90 пушек типа англ. Renown, но на фото модели (музейной) Kossova представлен трехдечником в 131 пушку вроде Duke of Wellington. Я спросил об этом упомянутого турка (кстати, он участвовал в подготовке материала для этой книги и упомянут в предисловии), тот объяснил, что первоначально турки просили англичан обратить в винтовой трехдечный Mahmudiye, но тот оказался такой гнилой, что эту идею оставили. Но модель такого винтового Mahmudiye уже сделали, а в музее перепутали таблички, и вот результат.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
grosse
Лейтинантъ


Рапорт N: 184
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.03.07 00:04. Заголовок: Re:


Эд пишет:

 цитата:
По всем спискам турецкого флота (у меня их несколько) все турецкие корветы - 20-26-пушечные.


Спасибо за разьяснения. Похоже, что все так оно и было.
Осталось только уточнить вооружение.

Эд пишет:

 цитата:
44-пушечный, столько и имел Рафаил в кампанию 1829, да и при Синопе у Fazlullah схожее вооружение.


Боюсь ошибиться, но насколько помню Фазли Аллах нес довольно легкое вооружение. Что то вроде 18-ти и 12-ти фунтовок. Для Рафаила мелковато. Я собственно поэтому и поверил в версию с корветом.
А каково было вооружение Фазли Аллах по Вашему мнению?

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Эд
moderator


Рапорт N: 36
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.03.07 00:36. Заголовок: Re:


grosse пишет:

 цитата:
А каково было вооружение Фазли Аллах по Вашему мнению?



В Документах Нахимова
Рафаил в 1829 - 26-24 коротких, 10-8, 8-36 карронад.
Fazlullah (1853) - 26-18, 18-12.
24-фунтовая короткая - 120 пудов, 18-фунт. длинная - 109, разница не очень большая. Французская 18-фунт. была тяжелей. Адольфус Слэйд заметил, что в 1829 г. все пушки на Selimiye были французские. У турок не было 24 коротких, они поставили 18-фунт. длинные (за это время прежние пушки Рафаила могли уже стать негодными), да и сам он уже был не новый.

Я проверил турецкие фрегаты и корветы из Истории Оттоманского парового флота, которые будто встретились с Рафаилом и Меркурием (3 ЛК, 3 ФР, 5 корв.). Из 3 фрегатов я нашел только один, построенный в 1824 г., в списке 1829 г. его уже нет. 2 других вообще отсутствуют во всех списках. Из 5 корветов я нашел только 2. Я могу дать их названия. Вся эта турецкая история смахивает на рассказ в восточном стиле, Меркурий и Рафаил будто были вместе. Кстати, турецкая эскадра при встрече с Меркурием насчитывала 6 ЛК, 2 ФР, 2 корвета, 4 мелких.

И еще: в Морском Сборнике в отчете Грейга о сдаче Рафаила говорится, что при сдаче около Рафаила было 3 ЛК (в т.ч. 1-110), 2 фрегата, 1 корвет, а 2-я группа, подходившая к Рафаилу, была в 5 кабельтовых в числе 3 ЛК, 5 корветов, 2 бригов. Турки всегда стремились крейсировать полными силами. Видя себя таким образом окруженным, Стройников сдался.

Это количество не совпадает с тем, что в Истории парового Оттоманского флота.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
ABC



Рапорт N: 1
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.03.07 03:59. Заголовок: Re:


Не надо забывать о"боеспособности" турецкого флота. Корабли, потеряные Черноморским флотом за всю его историю, что называется, "от воздействия противника", можно пересчитать по пальцам одной руки. Еще характерный пример-Наварин: союзники лезли в огневой мешок, но не потеряли ни одного судна.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
ABC



Рапорт N: 2
Корабль: HMS Albion
Откуда: РФ, Сергиев Посад
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.03.07 01:09. Заголовок: Re:


Vorob пишет:

 цитата:
тяжелое ядро с небольшой начальной скоростью - деревянные конструкции проламывает, а такое же ядро с избыточной нач. скоростью - пробивет на вылет

А вот интересно:если ядро,выпущенное из карронады засчет низкой начальной скорости проламывает деревянный борт (и тем самым наносит большие повреждения,чем ядро из обычной пушки) , то получается, что разрушительная сила ядра обычной пушки с расстоянием увеличивается засчет падения скорости. Звучит довольно странно, не правда ли? Сравнение оконного стекла и деревянного борта, конечно, образно и остроумно, но интуитивно мне кажется,что ядро со скоростью, недостаточной для пробития деревянного борта в этом самом борту просто застрянет. Особенно, если учитывать ,что толщина оного борта вряд ли меньше диаметра ядра.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
ABC



Рапорт N: 4
Корабль: HMS Albion
Откуда: РФ, Сергиев Посад
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.03.07 15:42. Заголовок: Re:


ABC пишет:

 цитата:
Не надо забывать о"боеспособности" турецкого флота

Развивая эту мысль, сообщаю, что в книге А.Широкорада "Северные войни России" обнаружил краткое описание аналогичного боя 11 июля 1808г у Наргена 14-пушечного катера "Опыт"(лейтенант Невельской) и английского 50-пушечного фрегата, который,по-видимому, оказался более серьезным противником, чем два турецких линксра. "Опыт" держался 4 часа, но его(увы!) не спасли ни весла ни мужество экипажа. Кстати. хотел бы прочитать более подробное описание этого и других боев т.н Англо-Русской морской войны.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Эд
moderator


Рапорт N: 55
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.03.07 17:26. Заголовок: Re:


ABC пишет:

 цитата:
более подробное описание этого и других боев



Опыт (14-12-фунт. карронад, 53 чел.) был настигнут англ. ФР Salsette 44; во время наступившего штиля Опыт пытался уйти на веслах, но был остановлен внезапно налетевшим шквалом, Salsette подошел на пистолетный выстрел и дал два залпа, на Опыте были 2 убиты и 11 ранены, в т.ч. и командир (лейт. Г.И. Невельской). После 4-часового боя Опыт сдался. Капитан Salsette вернул Невельскому его шпагу со словами: "Кому же она нужна. как не такому храбрецу. как вы". 16-го англичане высадили русский экипаж Опыта у Либавы.

Есть подробное описание позорного дела у Балтийского порта в том же 1808 г., когда ЛК Всеволод был захвачен и сожжен двумя англ. ЛК на глазах у русской эскадры адмирала Ханыкова (Богданович, James, Brenton), текст большой, пришлю позже, когда будет время подготовить.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
grosse
Лейтинантъ


Рапорт N: 190
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.03.07 20:32. Заголовок: Re:


Эд пишет:

 цитата:
Есть подробное описание позорного дела у Балтийского порта в том же 1808 г., когда ЛК Всеволод был захвачен и сожжен двумя англ. ЛК на глазах у русской эскадры адмирала Ханыкова (Богданович, James, Brenton), текст большой, пришлю позже, когда будет время подготовить.


Очень было бы интересно почитать. У меня есть кое какие описания этого дела. Но ничего особенно позорного не углядел. Видимо Ваше описание содержит неизвестные мне нюансы...

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Эд
moderator


Рапорт N: 57
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.03.07 21:42. Заголовок: Re:


grosse пишет:

 цитата:
было бы интересно почитать



У меня есть почти полный текст из Богдановича (на основе записей шканечного журнала Благодати), записки Д. Броневского (он был на Гаврииле) и англ. версия James. Есть также полный состав эскадры Ханыкова и шведов - такие данные нужны? Само описание в рукописи, его подготовка займет время.

Ханыков по суду был разжалован в матросы на месяц, Александр I сократил это до одних суток.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
grosse
Лейтинантъ


Рапорт N: 191
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.03.07 22:47. Заголовок: Re:


Эд пишет:

 цитата:
такие данные нужны?


Разумеется нужны...

Эд пишет:

 цитата:
Само описание в рукописи, его подготовка займет время.


Так подождем, бой действительно интересен...

Эд пишет:

 цитата:
Ханыков по суду был разжалован в матросы на месяц, Александр I сократил это до одних суток.


Александр вроде бы просто не утвердил решение суда?

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Эд
moderator


Рапорт N: 59
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.03.07 23:17. Заголовок: Re:


Я это читал, помнится, в Общем морском списке, Алексадр написал "на одни сутки", но пометил задним числом, так что эти сутки уже прошли.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Эд
moderator


Рапорт N: 60
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.03.07 23:41. Заголовок: Re:


Поскольку материала много, а места здесь мало, я буду передавать частями.

Эскадра Ханыкова 16 июля 1808 г. при выходе с Северного фарватера Кронштадта:

130 Благодать Адмирал Ханыков
110 Гавриил Контр-адмирал Мясоедов (вскоре убыл в гребную флотилию)
74 Северная Звезда
74 Борей
74 Всеволод Кап. 2 ранга Руднев
74 Орел
70 Зачатие Св. Анны (позже сюда прибыл капитан-командор Моллер)
66 Архистратиг Михаил
66 Эмгейтен
Фрегаты
48 Герой
44 Аргус
44 Быстрый
44 Тихвинская Богородица
44 Феодосий Тотемский
Шлюпы
26 Кастор
26 Поллукс
26 Соломбала
26 Кола
18 Тизбе
18 Единорог
16 Свирь
16 Волхов
16 Лизета
12 люгер Великий Князь
Корветы
22 Мельпомена
22 Помона
22 Гермиона
22 Шарлотта
Катера
22 Гонец
12 Снапоп
8 Жемчуг
8 Топаз
6 Сокол
Бомбардирские суда
12 Единорог
12 Дракон


Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
ABC



Рапорт N: 6
Корабль: HMS Albion
Откуда: РФ, Сергиев Посад
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 02:49. Заголовок: Re:


Премного благодарен!

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
keu



Рапорт N: 43
Откуда: Россия, Пермь
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 07:53. Заголовок: Re:


пьер пишет:

 цитата:
Интересно знать мнение тех, кому довелось на практике иметь дело с парусами, о том, насколько разрыв ватерштага мог повлиять устойчивость мачт парусного судна.



На практике дела не имел, но разрыв ватер-штагов - это очень большая неприятность.
Ватер-штаги оттягивают бушприт к низу, а от бушприта штаги тянут вперед фок-мачту. Следовательно, с разрывом ватер-штагов сия система теряет устойчивость. Далее. Грот стень-, брам- и бом-брам- штаги соответственно крепятся на фок-мачте и ее стеньгах, поэтому теряют устойчивость и все стеньги грот-мачты. Соотсетственно и бизань-мачте немного достается.

Я пришел к тебе с дискетой рассказать, что сеть упала Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Эд
moderator


Рапорт N: 62
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 23:07. Заголовок: Re:


grosse пишет:

 цитата:
бой действительно интересен



Шведский флот. Май 1808
1 дивизион
Gustaf IV Adof 76 (78) 743 Контр-адмирал Седерстрём
Dristigheten 64 (74) 674 Торнквист (автор «Истории шведского флота» 1788 г.)
Faderneslandet 74 (74) 667
Aran 74 (74) 665
Prins Fredrik Adolf 64 (74) 641
Af Chapman 42 (44) 450
Jarramas 36 (34) 259
Куттербриг Vanta litet 20 97
Куттербриг Delfin 18 97
Куттер Hok 12 57
Яхта St. Barthelemy 8 32

2 дивизион
Konung Adolf Fredrik 72 (74) 639 Полковник Йегерфелт
Gustaf III 72 (74) 630
Vladislaff 76 (76) 711
Manligheten 74 (74) 657
Tapperheten 64 (66) 623
Forsiktigheten 64 (66) 624
Euridice 42 (46) 424
Bellona 42 (42) 393
Куттербриг Svalan 14 64
Шхуна Disa 12 56
Кол-во орудий по шведским данным (в скобках – по данным James).
Английские корабли
Centaur 74 Контр-адмирал Александер Худ
Implacable 74
На шведских кораблях свирепствовали болезни, было много умерших, в т.ч. 2-й флагман Йегерфелт и литератор Торнквист.

Богданович:
Прибыв к Гангуту 25 июля, Ханыков оставался здесь две недели, ожидая неприятельских покушений на южные берега Финляндии. Между тем он постоянно получал приказы из СПб начать наступательные действия и разбить шведский флот до его соединения с англичанами, всячески избегая атаки англичан, и в случае их наступательных действий укрыться в шхерах или Свеаборге. 9 августа Ханыков пошел к Юнгфер-Зунду для отыскания неприятеля. Он прибыл туда 10-го и увидел там флот пр-ка – 9 ЛК (в т.ч. 2 – английских), 6 фрегатов, 2 бригов и катера. Ханыков крейсировал там три дня. 13-го он узнал от своего форзейля, что пр-к снимается с якоря и выходит в море. Отрядив корвет для наблюдения за ним, Ханыков приказал построить флот на левый галс в боевой порядок, нести всевозможные паруса и лавировать к востоку, стараясь не быть отрезанным от своих портов, где он хотел принять сражение. Вечером был отдан приказ – скрыть все огни и нести все, какие можно паруса. Ночью наша линия расстроилась, некоторые суда так сблизились, что задевали друг друга реями. На рассвете 14-го наш флот был близ Балтийского Порта, за нами гнался пр-к – 13 ЛК и 5 ФР. Передовыми были далеко ушедшие от своих главных сил 2 английских ЛК. В 5 утра они атаковали упавший далеко под ветер и отставший на 5 морских миль ЛК Всеволод 74, по строению своему тяжелый на ходу, старый и тимберованный. Ханыков приказал трем своим ЛК (ближайшим) идти на помощь Всеволоду, но капитаны сих ЛК, отрепетовав сделанный им сигнал, не тронулись с места. Вторичный сделанный им сигнал остался также без исполнения – пример, небывалый в Русском флоте! (По суду, капитаны этих ЛК – Чернявин с Гавриила – оправдан, а Бартенев и Гаствер с Арх. Михаила и Орла – сперва приговорены к «лишению живота», по конфирмации - выбиты со службы вон). Прошло полчаса. Всеволод сражался и уже понес важные повреждения: штаги и марса-шкоты его были перебиты, фор-брам-стеньга сбита, паруса во многих местах прострелены. Ханыков сам пошел на Благодати выручать Всеволода, приказав всей эскадре следовать за ним. Англичане тотчас поставили все паруса и направили курс к шведскому флоту. Понесенные Всеволодом повреждения лишали его возможности сохранять свое место в линии, о чем Руднев донес Ханыкову и получил позволение идти в Балтийский Порт. Для сопровождения его был отряжен фрегат Поллукс. Таким образом, еще прежде общего сражения, наша линия уменьшилась одним кораблем. Корабль Северная Звезда также не нес фор-марселя за внезапным повреждением фор-стеньгиж она осела на шпоре на 1 ¼ фута и треснула во всю длину, следственно, корабль сей не мог в точности сохранять своего места. Неприятели сделались гораздо сильнее нас. Желая не дать им воспользоваться превосходством в числе, Ханыков направил путь свой в Балтийский Порт и вступил туда в полдень, лег на якорь и приготовился отразить неприятеля.


Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Румпель



Рапорт N: 27
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.03.07 10:43. Заголовок: Re:


Нет ли подробностей чем оправдался Чернявин?

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Эд
moderator


Рапорт N: 63
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.03.07 13:04. Заголовок: Re:


Румпель пишет:

 цитата:
Нет ли подробностей чем оправдался Чернявин?



Позже я пришлю воспоминания Д. Броневского, который при этом деле был гардемарином на Гаврииле.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Эд
moderator


Рапорт N: 65
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.03.07 21:08. Заголовок: Re:


grosse пишет:

 цитата:
интересно почитать



Прежде чем продолжить о деле Ханыкова в 1808 г., я хочу пояснить, что все это описание – не из Богдановича (его история – только сухопутная), а из книги ген.-лейт. Михайловского-Данилевского «Описание Финляндской войны» (СПб, 1841).Контр-адм. Мясоедов на гребном фрегате Богоявление Господне сразу ушел к гребной флотилии, а к Ханыкову присоединился кап.-лейт. Зуев с ФР Герой, Кастор, Поллукс.

«Всеволод тогда находился в 6 милях от Балтийского Порта на буксире фрегата Поллукс. В 11 часов канат порвался, и Всеволод, уклонившись далеко под ветер, не взирая на усилия экипажа, никак не мог обогнуть северного мыса о. Роге и войти вместе с флотом в Балтийский Порт, почему и принужден был бросить якорь по северную сторону сего острова, в самом близком расстоянии от берега. Ханыков послал со всех кораблей шлюпки под защитой вооруженных барказов буксировать Всеволод, поручив исполнение кап.-лейт. Миницкому и Тулубьеву. В 4 часа они начали это дело, из-за маловетрия начали верповать Всеволод. Два английских корабля, поставив паруса, спустились к Всеволоду, и когда он уже был готов обогнуть мыс, Centaure атаковал его, рассеяв предварительно гребные суда картечью. Видя себя оставленного произволу собственных сил, Руднев собрал совет: положили – защищаться, а в случае крайности, поставить корабль на мель, спасши с него людей, а корабль сжечь. Всеволод приткнулся к мели и желая обмануть англичан, показывая, будто он стоит на глубине, стараясь заманить пр-ка на мель, где он стал на верп. Centaure сделал продольный залп с левого борта, схватился с Всеволодом на абордаж, увязив его бушприт в своих бизань-вахтах, так что дула орудий касались носа корабля нашего (Edward Brenton, The Naval History of Great Britaim) и в то же время, приткнувшись к мели, не в состоянии был ворочаться. Тулубьев предложил пуститься на полусотне шлюпок и с ножами в руках облепить Centaure, но предложение на отважный подвиг не было принято. Многие из буксировавших судов спрятались за Всеволод, и офицеры с них взошли на корабль, в т.ч. были Тулубьев и мичман Лазарев (тот самый).
Багровое зарево сверкало над Всеволодом и Centaure, стоявшими в кровопролитном бою. Неоднократно неприятели врывались на наш корабль, принуждаемы были обращаться и опять устремлялись в сечу. Убийство продолжалось около часа, но тут подошел другой английский корабль – Implacable, подошед всем лагом, он стал стрелять по Всеволоду и совершенно его обессилел. Только тогда англичане овладели совершенно избитым и трупами наполненным Всеволодом, причем оставшиеся еще в живых защитники, желая избегнуть плена, кидались в воду; так спаслось вплавь на досках, веслах и прочем 56 человек. Видя невозможность стащить корабль с мели и удержать за собою, англичане забрали с него, кого успели, и отплывая от корабля, зажгли его, но огонь вскоре потух.
Желая подать помощь Всеволоду, ЛК Эмгейтен и некоторые фрегаты снимались с якоря, но противное маловетрие не допустило их до этого. Ночью был послан наш офицер на барказе осмотреть, что делается с нашим кораблем, и можно ли спасти с него людей. Увидели гребное судно англичан, которые грабили Всеволод. С берега по ним открыли огонь, англичане бросили свое судно с награбленным, но ушли на другом, но предварительно зажгли Всеволод. Но 9 наших раненых, которые оставались в трюме, потушили огонь. Тогда англичане вернулись на Всеволод. Те 9 обстреляли их и бросились в воду. Утром 15-го Всеволод – в пламени и взорвался. Худ вернул нам 37 раненых. Потери Centaure – 3+27, Implacable – 6+27. Наши корабли стояли на шпрингах. 19-го подошел адмирал Сомарез с Victory 98 (его в 1807 перевели во 2 ранг), Mars 74, Goliath 74, Africa 64 и остановился в 2-х милях от Рогервика. Теперь у пр-ка было 16 ЛК. 21-го Сомарез приказал атаковать наш флот, но ветер изменился, и был таким (противным) 8 суток, сражение было невозможным. А мы загородили вход бонами и поставили между кораблями 19 батарей (138 орудий) и на о. Малый Роге – 6 батарей (45 орудий), при них матросы и 4000 сухопутных войск. Пр-к пытался начать бомбардировку, но безуспешно. Безуспешной была и атака английского брандера, и он сгорел. Сомарез предложил нам выдать половину нашего флота, тогда он обещал другую половину отпустить в СПб. Разумеется, последовал отказ. Сомарезом были очень недовольны в Англии, почему он не атаковал до 21-го, когда ветер был благоприятный? У шведов – эпидемия горячки, 4000 больных (в т.ч. 40 офицеров, из них 14- капитанов) были отправлены на 1 ЛК и 2 ФР в Карлскруну.
16 сентября пр-к ушел в Швецию. 18-го прибыл министр Чичагов, Ханыкову велели сдать командование контр-адмиралу Ломену, Ломен 20-го ушел, оставив 2 фрегата, при съемке с якоря погиб ФР Герой 48. Кампания завершилась гибелью 22 октября еще одного ФР из эскадры Ханыкова – Аргуса 44. Эскадра 30-го вернулась в Кронштадт.
Лучшие корабли (12) были у Сенявина. Только 2 ЛК из 9 были обшиты медью. Половину экипажей на кораблях составляла милиция. У Ханыкова и капитанов – упадок духа, но молодежь рвалась в бой.
Говорят, что Александр сокрушался: "Не знаю, кого поставить во главе БФ". Между тем, рядом был Ушаков, которого выперли в отставку в 1807 г.

Еще пришлю английскую версию (James) и воспоминания Д. Броневского, бывшего на Гаврииле.


Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
von Echenbach
Лейтинантъ


Рапорт N: 147
Корабль: п-фр Владимир
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.03.07 21:50. Заголовок: Re:


Какие интересные вещи появляются!

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
ABC



Рапорт N: 7
Корабль: HMS Albion
Откуда: РФ, Сергиев Посад
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.07 02:06. Заголовок: Re:


grosse пишет:

 цитата:
На 110-пушечном Селимие книпелями из каронад перебили ватерштаг, а ядрами расщепили часть левого русленя грот-мачты и повредили грот-брам-стеньгу.
На 74-пушечном Реал-бее перебили нок правого фор-марса-рея, падение котрого увлекло за собой лиселя, и вызвало частичное сворачивание марселя. Лиселя упав, закрыли порты носовых пушек, а свертывание марселя ухудшило маневрирование.


и в то же время:
grosse пишет:

 цитата:
Рангоут брига и был практически разнесен. В корпусе было лишь 22 пробоины, зато повреждений в рангоуте 16, в парусах - 133, в такелаже - 148.


неужели почти 300(!) повреждений в рангоуте, парусах и такелаже не повлияли на скорость и маневренность брига? Неужели не было перебито ничего из стоячего такелажа? (ванты, штаги)
Еще раз мои благодарности Эд

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Alex



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.07 09:45. Заголовок: Re:


Были ли еще серьезные столкновения с англичанами на Балтике? Какие были поставлены задачи перед англичанами?Шведский флот отдали под командование Англии?

Спасибо: 0 
Ответить
Эд
moderator


Рапорт N: 66
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.07 10:39. Заголовок: Re:


Alex пишет:

 цитата:
Были ли еще серьезные столкновения с англичанами на Балтике



Фрегат Salsette 44 захватил катер Опыт 14. На Балтике была англ. эскадра Сомареза. Шведы действовали сами по себе, но их флот был парализован эпидемией, да и экипажей не хватало. Войну на море у них вели гребные флотилии, причем очень плохо, большая (и лучшая) часть их гребного флота была сдана Кронстедом в начале войны вместе со Свеаборгом.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Alex



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.07 16:33. Заголовок: Re:


Мне кажется, что англичане вели себя несколько вяло, больше стремились к блокаде.

Спасибо: 0 
Ответить
Олег
Мичманъ


Рапорт N: 89
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.07 17:56. Заголовок: Re:


Эд пишет:

 цитата:
Потери Centaure – 3+27, Implacable – 6+27.

И это при более полутысяче наших погибших. Почему такое соотношение потерь? Из-за английской картечи?


Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
ABC



Рапорт N: 9
Корабль: HMS Albion
Откуда: РФ, Сергиев Посад
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.07 22:43. Заголовок: Re:


Олег пишет:

 цитата:
Из-за английской картечи?


Я думаю, что из-за продольных залпов "Implacable" по корпусу "Всеволода" в упор.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Эд
moderator


Рапорт N: 69
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.03.07 22:52. Заголовок: Re:


Эд пишет:

 цитата:
воспоминания Д. Броневского, бывшего на Гаврииле.



В 1908 г. в «Русской старине» были опубликованы любопытные воспоминания самого младшего из Броневских – Дмитрия, их было 5, наиболее интересны «Записки» Владимира Броневского о его плавании с Сенявиным в 1805-10 гг.
Вот сообщение Дмитрия о жизни в Морском корпусе: «В мое пребывание в Морском корпусе строевой службы не было, правда, что маршировали, но учителем у нас был танцмейстер де Росси. Вообразите, что это за маршировка была! Что некогда существовало фронтовое образование в Морском корпусе, то на это было доказательство в ротных амуничниках, где хранились ружья и очень красивые каски. При мне установлен был новый мундир для морских кадет. Он был двубортный, тонко-зеленого сукна, с дутыми пуговицами, на эполетах вышитые золотом якоря, исподнее из белого сукна, длинные сапоги и треугольная шляпа. Голову пудрили и носили косу. В домашнем костюме перемена была только в том, что вместо длинных сапог носили башмаки и головы не пудрили, я застал еще старинный мундир, который донашивали. Он был также темно-зеленый, но с белыми отворотами. Белье переменяли два раза в неделю и вообще за опрятностью строго смотрели. Всякий день по утру дежурный офицер осматривал кадет, и горе тому, у кого найдется какая-нибудь неисправность в одежде! Оставить без булки (это был обыкновенный завтрак, и булки эти были очень вкусны) было легким наказанием, а то и розги. Особенно был нещаден Е.Я. Гамалея, который был нашим ротным командиром. Дня субботнего трепетали все те, которые в продолжении недели кому-либо из своих учителей плохо отвечали, и поэтому дежурная комната в субботу наполнялась кадетами, и считалось необыкновенным счастьем, если кто оттуда выйдет невысеченным. Словом, розги очень часто употреблялись и иногда за маловажные проступки. Кормили нас дурно: негодная крупа в каше, плохая говядина нередко подавалась на стол и притом в меру отпущенный хлеб приводил в отчаяние наши молодые желудки. Смело могу сказать, что все шесть лет, проведенные мною в корпусе, были временем строгого воздержания в пище, исключая тех дней, когда в дни отпусков, по неточному расчету эконома, поставят на стол лишние приборы, тогда кто попроворнее, прибор этот приберет к себе на колени и воспользуется двойной порцией. У нас была всеобщая ненависть против эконома, и его клеймили именем вора и на стенах корпуса и даже на деревьях летнего сада.
Дежурные офицеры показывались в камеры в известные часы, а в остальное время внутренний порядок лежал на старших и подстарших, которые выбирались из гардемарин; лучшие из них производились в унтер-офицеры. Офицеры редко бывали с кадетами, от этого в ежедневной их жизни было много произвола. Как в обществе неустроенном, где нет строгого полицейского надзора, преобладает физическая сила, так и у нас кулачное право развито было в высшей степени. По поступлении моем в корпус мне надо было стать в размер по физической силе, и потому выбран мне был сперва один, а потом другой соперник, с обоими поочередно я обязан был выдержать бой на кулаках: одного я одолел, а другой меня поколотил, и из этих двух битв выведено было весьма логическое заключение: все те, которые подчиняются силе поколоченного мною кадета, подчиняются и мне; напротив, те, которые сильнее поколотившего меня, суть мои повелители, и я обязан им повиноваться, под страхом быть поколоченным. Бывали случаи, что за невинно угнетаемого вступались богатыри ротные, но это редко случалось, и все мы жили в беспрерывной междоусобной войне до производства в гардемарины. Достигнув этого вожделенного чина, у кадета прежние дикие замашки смягчались, показывались понятия о чести и прежде бывший дикарь стал походить на человека. Впрочем, у этих молодых людей, кроме уважения к силе физической, были и свои хорошие свойства. Они не терпели слабодушия, лукавства, похищения чужой собственности, и провинившихся в подобных проступках наказывали жестоко. В этой спартанской школе было и свое хорошее. Здесь закаливали характер в твердую сталь, здесь получалось омерзение ко всему низкому, и я уверен, что на многих моих товарищей это воспитание благодетельно подействовало, утвердительно могу сказать о себе, что оно принесло мне большую пользу.

С производством в гардемарины первый поход мой был на корабле Гавриил под командой капитана 2-го ранга Чернявина, недавно принятого из отставки. В войну 1790 г. он приобрел репутацию храброго офицера и был украшен орденами Св. Владимира 4-й степени с бантом и Георгием 4 класса, что тогда считалось большим отличием, но Чернявин не оправдал надежд (в списке Георгиевских кавалеров Черняева нет). Флот, выступивший в мае 1808 г. под ком. адм. Ханыкова, состоял из 9 кораблей, 5 фрегатов и нескольких мелких судов. Целью похода было истребление шведского флота. (Ханыков был известен своими суевериями, когда Чичагов понуждал его выйти в море 13-го в пятницу, Ханыков сказал: «ну, не быть пути»). После долгого плавания нашли наконец этот флот, усиленный 2-мя англ. кораблями, и вместо того, чтобы вступить с ним в бой, адмирал наш решил уйти от врага. В боевом порядке, который мы имели в тот вечер, когда увидали флот противника, наш Гавриил был задний, ближайшим к неприятелю кораблем. На рассвете оказалось, что задним оказался Всеволод – самый плохой ходок нашего флота, и очень близко от него 2 англ. корабля, шведский же флот был на горизонте. Когда рассвело, Всеволод, сблизясь с англ. кораблем, открыл по нему огонь. Другой англ. корабль вскоре атаковал Всеволод, и он был в опасном положении между двумя англ. кораблями. В это время адмирал дал сигнал Гавриилу спуститься на неприятеля. Капитан наш ослушался приказания. Начальник дивизии капитан-командор Моллер на своем корабле Зачатие Св. Анны, спускаясь на неприятеля и репетируя приказ адмирала: “Спуститься Гавриилу» - проходя мимо него, выстрелил ему под корму ядром, что считается на флоте самым строгим выговором. У нас на корабле был старшим офицером капитан-лейтенант Нелидов (участвовал в сражениях 1788-90 гардемарином, много плавал), человек постоянно пьяный, но в эту минуту проявилась в нем неожиданная энергия. Он подошел к капитану и сказал ему, что этого позора нельзя выносить и вслед за тем поставил штурмана на руль и приказал ему положить право на борт и стал за Анною спускаться на неприятеля. Но этой энергии у Нелидова не надолго хватило, малодушие капитана опять взяло верх, подойдя на дальний пушечный выстрел, он привел свой корабль к ветру и приказал открыть огонь по англ. кораблю, который также отвечал несколькими пушечными выстрелами, вслед за тем вместе с другим англ. кораблем удалился от Всеволода. Адмирал приказал фрегату Феодосий Тотемский взять Всеволод на буксир, который затем оборвался (а по слухам его отрубили)…».


Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Румпель



Рапорт N: 30
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.07 09:27. Заголовок: Re:


Большое спасибо Эду за материал!

 цитата:
капитан-лейтенант Нелидов (участвовал в сражениях 1788-90 гардемарином, много плавал), человек постоянно пьяный, но в эту минуту проявилась в нем неожиданная энергия. Он подошел к капитану и сказал ему, что этого позора нельзя выносить и вслед за тем поставил штурмана на руль и приказал ему положить право на борт и стал за Анною спускаться на неприятеля.


Хорошенькое дело-старший офицер распоряжается на судне и это при даже не арестованном капитане. Интересно как такая ситуация трактуется в Уставе?

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Эд
moderator


Рапорт N: 71
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.07 22:21. Заголовок: Re:


Эд пишет:

 цитата:
английскую версию (James



Для завершения этой истории следует привести версию и английской стороны, как об этом пишет William James, Naval History of Great Britain, 1793-1830:
Утром 23 августа русский флот, весьма грозный видом, появился у рейда Оро, где стояли союзники, затем повернул на другой галс и удалился. 25-го шведский флот снялся с якоря вместе с контр-адмиралом Сэмуелем Худом (Centaure, Implacable) и со свежим бризом от NE пошел в погоню за русским флотом, русский флот в числе 23 судов был виден к SE, у Гангута. В полдень шведский ЛК Frederic-Adolph 70, большая часть экипажа которого была больна, был отправлен в Карлскруну. У шведов осталось 10 ЛК, 5 ФР и куттербриг Delfin. У союзников было 12 ЛК и 5 ФР с 1156 пушками, у русских – 9 ЛК и 11 ФР и корветов = 1118 пушек, здесь не было большого преимущества, учитывая низкую эффективность шведских кораблей, но русский адмирал, не зная этого, или же считая, что 2 англ. ЛК (уже выдвинувшиеся вперед) сами по себе представляют угрозу, поставил все паруса и пошел прочь. Наветренная погоня – вещь непростая для парусных кораблей, для этого требуются опытные экипажи, неудивительно, что к 8 вечера оба англ. ЛК оказались в 5 милях на ветре от шведов, хотя те подняли все до последней тряпки.
За ночь это расстояние увеличилось до 10 миль, к 4.00 утра 26-го Implacable был в 2 милях на ветре от Centaur и оказался в 4-5 милях от русского флота, шедшего курсом с ESE на SSE, он был разбросан и было видно, что русские корабли ставили дополнительные паруса, пытаясь уйти. В 4.30 Implacable, шедший на левом галсе, заметил русский 2-дечник, бывший весьма под ветром от своего флота. В 5.30 этот русский ЛК (Sewolod 74, капитан Руднев), шедший правым галсом, пересек курс Implacable, который немедленно повернул за ним на другой галс. В 6.30 Sewolod также повернул на другой галс. Через четверть часа курсы кораблей пересеклись и русский ЛК открыл огонь, на который Inplacable немедленно ответил и вновь сменил галс, в 7.20, когда Implacable подошел к нему с подветра на пистолетный выстрел, и столь энергично атаковал, что менее, чем через полчаса Sewolod, флаг которого был сбит еще раньше, прекратил огонь и спустил вымпел. В этот момент, русский адмирал, повернув с начала боя, был уже в 2 милях, и Худ сигналом отозвал Implacable, который повернул к Centaure, бывшему в полутора милях под ветром. После этого оба англ. ЛК пошли к шведам, головной ЛК которых был в 10 милях, когда Sewolod сдался.
На Implacable было 6 убитых и 26 раненых. Потери русских, по словам их капитана (установленные позже), составили 48 убитых и 80 раненых, что говорит о том, что англ. пушки были точно направлены и стреляли быстро. Адм. Ханыков послал фрегат буксировать Sewolod, паруса и такелаж которого были страшно изорваны, и возобновил свой путь. Оба англ. ЛК вновь начали погоню и вскоре заставили фрегат обрубить буксир, русский флот опять повернул на помощь, но в намерения Ханыкова не входило давать сражение, и он, воспользовавшись благоприятной сменой ветра на NE, в 9.00 пошел в Рогервик, предоставив Sewolod'у, севшему на мель у входа в гавань, самому заботиться о себе, хотя шведы, кроме Tapperheten'a и фрегатов были в 3 лигах (9 милях) под ветром.
В полдень русский флот бросил якорь в Рогервике, вскоре Sewolod сошел с мели и стал на якорь. Ветер был умеренный, и русский адмирал выслал шлюпки, чтобы вытащить этот поврежденный ЛК на рейд. Centaur, а за ним Implacable немедленно пошли к нему, чтобы его отрезать (или – «вырезать»), прежде чем шлюпки успеют выполнить свою задачу. Благодаря энергичным действиям экипажа Centaur, в 8 вечера, когда шлюпки уже готовы были ввести его в гавань, он навалился на борт Sewolod. Бушприт Sewolod'a медленно проходил вдоль правого борта Centaur, частично сдирая его рангоут, в это время пушки Centaur в упор расстреливали русский ЛК самым сокрушительным образом. Когда бушприт Sewolod’a достиг бизань-мачты, англичане привязали его, несмотря на сильный мушкетный огонь русских. Глубина была 6 морских сажень, и Худ надеялся, что ему удастся увести привязанный Sewolod, но тот успел отдать якорь, который крепко держал его. Обе стороны проявили много доблести, пытаясь абордировать друг друга. В 8.30 подошел Implacable и расположился в 300 ярдах от Centaur, и через 10 минут Sewolod, после отважного и упорного сопротивления, делающего честь его экипажу, спустил флаг.
На Centaur было 3 убитых и 27 раненых. На Sewolod'e, имевшему около 600 человек, но еще + 100, присланных вместо убитых и раненых, потери составляли 180 – убитых, раненых, пропавших без вести, так что всего он потерял 303 чел., англ. ЛК – 62.
Вскоре после боя Centaur и Sewolod сели на мель. Русский адмирал заметил это и выслал 2 корабля, но благодаря помощи Implacable, Сentaure сошел на глубину, и русские корабли возвратились к своему флоту. Все попытки стащить Sewolod с мели в течение ночи не удались. И, сняв с него пленных и раненых, англ. подожгли его, и он был уничтожен.
30-го прибыл адм. Сомарез с Victory, Mars, Goliath, Africa. Между тем, русские поставили боны и береговые батареи, от кораблей были протянуты к берегу канаты. Батареи были выставлены и в гавани, и на о. Вост. Рага, который господствовал над входом в гавань.
Были попытки сжечь русские суда брандерами, для этого приготовили шлюп Erebus 18 и русский приз катер Опыт (Apith !) 14 и 4 брандера выслали из Крлскруны шведы. Предварительно Salsette и Camilla провели разведку, выяснилось, что поперек входа установлен бон, от атаки отказались. Приближалась осень, в начале октября шведы и Сомарез ушли от Рогервика, после чего и русский флот благополучно перешел в Кронштадт.


Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
NewL



Рапорт N: 1
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.06.07 14:45. Заголовок: Re:


Эд пишет:

 цитата:
Для завершения этой истории следует привести версию и английской стороны, как об этом пишет William James, Naval History of Great Britain, 1793-1830



И никто не отозвался за 3 месяца? Куда катится мир...
Спасибо!

PS Не понял - чего форум пароль не хавает и предлагает перерегистрироваться? И уже со вторым ником такая фигня...

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Пламен1974



Рапорт N: 2
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.07.07 14:36. Заголовок: Re:


Я думаю что турок хотели потопит бриг. В этом случае они должный стрелят с ядрами, которые могут повредит копус, но паруса - труднее. Эсли они хотели захватит его - достаточно взят его на абордаж.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Ответов - 217 , стр: 1 2 3 4 5 6 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия

© 2002-2006, Форумы ВМИ Rambler's Top100