Автор | Сообщение |
Vorob
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 1
Корабль: пкр Москва
Откуда: Украина, Керчь
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 12.10.06 18:42. Заголовок: Почему победил "Меркурий"?
В ближайшей теме был помянут в суе бр "Меркурий". Не могу молчать, хотя рискую быть не оригинальным в предложенной теме. Как специалиста по вооружению кораблей и любителя по истории вооружения кораблей - всегда интересовал вопрос: с точки зрения "технической", что стояло за победой брига над двумя линейными кораблями турок. Если отбросить варианты фантастического плана (машина времени, лазерная пушка, АК-176 на борту), то что же? Разумеется, у меня есть свое твёрдое мнение. Но, что скажет сообщество?!
|
|
|
Ответов - 217
, стр:
1
2
3
4
5
6
All
[только новые]
|
|
Ingles
|
| Лейтинантъ
|
Рапорт N: 97
Корабль: фрегат Аврора
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 13.10.06 07:58. Заголовок: Re:
Я не техник. ИМХО, это бой загнанной в угол крысы. Дрались настолько отчаяно, что турки сами оторопели.
|
|
|
asdik
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 6
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 13.10.06 08:36. Заголовок: Re:
ИМХО.Согласен в принципе с Ingles. Ещё можно добавить, что был грамотный капитан, хорошие канониры и остальная команда, которые выжали всё из сложившейся обстановки.
|
|
|
Штурман
|
| |
Не зарегистрирован
|
|
Отправлено: 13.10.06 14:06. Заголовок: Re:
Агриппа пишет: цитата: | два турецких корабля стоят бортом друг к другу на расстоянии выстрела из рогатки, а между ними, весь в пороховом дыму, палит маленький бриг. |
|
И заметьте - попадает из такого положения по бом-брамселям!
|
|
|
Vorob
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 3
Корабль: пкр Москва
Откуда: Украина, Керчь
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 13.10.06 14:25. Заголовок: Re:
Мало кто вспоминает из официальных историков, что бриг имел на вооружении 18 карронад, а не пушек, как на линкорах, А в ближнем бою карронады давали преимущество в "техническом" аспекте боя. Готов свою мысль расширитить, если будет угодно уважаемому ученому сообществу!
|
|
|
Олег
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 26
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 13.10.06 15:06. Заголовок: Re:
Vorob пишет: цитата: | Мало кто вспоминает из официальных историков, что бриг имел на вооружении 18 карронад, а не пушек, как на линкорах, |
|
Вообще-то на линкорах они тоже были. Уже лет 30.
|
|
|
Vorob
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 4
Корабль: пкр Москва
Откуда: Украина, Керчь
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 13.10.06 15:25. Заголовок: Re:
Согласен, но бриг меневрировал в 100-150 метрах от бортов линкоров, а значит, с учетом его низкобортности, находился в "мертвой" зоне орудий верхних деков, т.е. карронад турок, если они у них были.
|
|
|
Dima_58
|
| Боцманъ
|
Рапорт N: 1
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 13.10.06 16:29. Заголовок: Re:
Если мне память не изменяет, этот бой протекал в виде погони 2-х турецких ЛК за "Меркурием"; ЛК смогли дать всего 1-2 бортовых залпа за весь бой, в остальное время вели огонь из погонных орудий в носу.
|
|
|
пьер
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 9
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 13.10.06 17:04. Заголовок: Re:
Когда-то читал, что турки прекратили преследование когда на одном линкоре был перебит ватерштаг, и это ослабило устойчивость мачт. Интересно знать мнение тех, кому довелось на практике иметь дело с парусами, о том, насколько разрыв ватерштага мог повлиять устойчивость мачт парусного судна.
|
|
|
Dima_58
|
| Боцманъ
|
Рапорт N: 2
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 13.10.06 17:20. Заголовок: Re:
Агриппа пишет: цитата: | Еще раз прошу у Вас данные о реконструкции боя, иначе откуда такая уверенность в 100-150 метрах. |
| Судя по всему, с известной картины Айвазовского
|
|
|
пьер
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 10
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 13.10.06 20:07. Заголовок: Re:
Агриппа пишет: цитата: | А вот это сильно зависит от курса судна относительно ветра и от силы ветра. |
| Спасибо. Помню, в середине 70-х годов попалась в библиотеке книга "Потомству в пример", посвященная бригу "Меркурий". Автора, увы, запамятовал. Там писалось, что в начале ветер был слаб, причем вверху он был сильнее, отчего турки, с более высокими мачтами, его ловили лучше своими верхними парусами, почему и стали догонять бриг. Пока шла погоня, турки стреляли погонными орудиями. К конце-концов они догнали на некоторое время "Меркурий", и он оказался на короткой дистанции между двух турецких линкором, прямо как у Айвазовского. При этом, из-за короткой дистанции, турки сумели успешно обстрелять друг - друга, повредив часть своих парусов. Ветер иногда становился чуть более сильным внизу, дул порывами. Как раз он и задул сильнее в низу. Поэтому "Меркурию" удалось выскочить из клещей между двух линкоров, а вскоре на одном из турок был перебит ватерштаг. При порывистом ветре возникла опасность потери мачт, и турки отстали.
|
|
|
Vorob
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 5
Корабль: пкр Москва
Откуда: Украина, Керчь
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 14.10.06 13:11. Заголовок: Re:
Казалось бы, классический эпизод из истории РФ, а подиш-ты! То не известно, это не понятно. А сколько всвое время было описаний, статей, даже книг! Но нынешнее поколение форумчан не верит на слово и во всем хочет разобраться - и правильно делает! Вопрос: единственным точным источником о бое "Меркурия" может служить РАПОРТ Казарского Главному командиру ЧФ, сразу после возвращения в Севастополь. Подлинник хранится в витрине Музея ЧФ в Севастополе, текст, при этом нечитаем - кто-нибудь, где-нибудь видел, читал, знает где найти его полный текст?
|
|
|
|
asdik
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 8
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 14.10.06 22:55. Заголовок: Re:
Vorob пишет: В каком плане?
|
|
|
Vorob
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 6
Корабль: пкр Москва
Откуда: Украина, Керчь
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 14.10.06 23:32. Заголовок: Re:
Только первые строчки.
|
|
|
denis
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 40
Откуда: Российская империя, С-Петербург
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 15.10.06 00:00. Заголовок: Re:
Одиссею капитана Блада тут явно не читали
|
|
|
grosse
|
| Лейтинантъ
|
Рапорт N: 144
Рейтинг:
1
|
|
Отправлено: 15.10.06 11:35. Заголовок: Re:
пьер пишет: цитата: | Когда-то читал, что турки прекратили преследование когда на одном линкоре был перебит ватерштаг, и это ослабило устойчивость мачт |
| На 110-пушечном Селимие книпелями из каронад перебили ватерштаг, а ядрами расщепили часть левого русленя грот-мачты и повредили грот-брам-стеньгу. На 74-пушечном Реал-бее перебили нок правого фор-марса-рея, падение котрого увлекло за собой лиселя, и вызвало частичное сворачивание марселя. Лиселя упав, закрыли порты носовых пушек, а свертывание марселя ухудшило маневрирование. пьер пишет: цитата: | насколько разрыв ватерштага мог повлиять устойчивость мачт парусного судна. |
| Ватерштаг - это толстый трос удерживающий бушприт от смещения вверх. Его ликвидация ослабляет штаги фок-мачты. И лавировать при таком повреждении не рекомендуется - можно потерять мачту. Агриппа пишет: цитата: | Еще раз прошу у Вас данные о реконструкции боя, иначе откуда такая уверенность в 100-150 метрах. Кстати, и на такой дистанции вряд ли что-нибудь могло помешать орудиям верхних деков разнести рангоут брига. |
| Рангоут брига и был практически разнесен. В корпусе было лишь 22 пробоины, зато повреждений в рангоуте 16, в парусах - 133, в такелаже - 148. Vorob пишет: цитата: | Вопрос: единственным точным источником о бое "Меркурия" может служить РАПОРТ Казарского Главному командиру ЧФ, сразу после возвращения в Севастополь. |
| Есть еще любопытные воспоминания В.И.Мелихова "Описания действий Черноморского Флота". Во время описанных событий Мелихов в звании капитан-лейтенанта был начальником штаба ЧФ (?). У него есть очень подробное описание боя Меркурия, судя по всему и рапорт Казарского Мелихов тоже использовал. Агриппа пишет: цитата: | А каково было взаимное расположение линейных кораблей и брига? В каком строе осуществлялась погоня? Взаимное положение относительно ветра? |
| Ответ на этот вопрос есть в неплохой работе Г.А.Атавина "Бой брига Меркурий", опубликованной в 28-ом Гангуте. Там, кстати, дан ответ и на титульный вопрос этого топика - технические аспекты боя. Обосновываются причины, по которым фактически, за исключением двух эпизодов, соотношение действующих стволов было не 184 против 18, а 16-20 турецких против 18 русских. Отсюда и результат боя...
|
|
|
Sha-Yulin
|
| Лейтинантъ
|
Рапорт N: 105
Рейтинг:
0
Замечания:
|
|
Отправлено: 15.10.06 12:16. Заголовок: Re:
grosse пишет: цитата: | Обосновываются причины, по которым фактически, за исключением двух эпизодов, соотношение действующих стволов было не 184 против 18, а 16-20 турецких против 18 русских. |
| Это как???
|
|
|
Vorob
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 7
Корабль: пкр Москва
Откуда: Украина, Керчь
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 15.10.06 17:45. Заголовок: Re:
К сожалению 28-ой "Гангут" не читал, но с выводами согласен. И так: 184 орудия турок (в основном 24-фунтовые пушки) действовали с одного борта, значит уже 92 орудия. 18 24-фунтовых карронад "Меркурия" имели скорострельность в 3 раза выше турецких пушек, значит уже у турок около 30 условных орудий. Эти 30 у.о. были нацелены, к тому же, в рангоут брига. Неверная тактика турок, стремящихся не уничтожить, а вынудить командира "Меркурия" сдать бриг, как это было за день до этого боя с фрегатом "Рафаил", дала шанс команде "Меркурия" довести бой до победного конца - турки прекратили преследование из-за повреждений рангоута, такелажа и корпусов кораблей. Особенность карронад на ближайших дистанциях боя в том , что их эффективность значительно выше однокалиберных пушек при стрельбе ядрами по корпусу. Христоматийный пример: одно удачно попавшее ядро с "Меркурия" "вынесло из каюты флагмана ореховый гарнитур вместе с переборками в море. Если уважаемое сообщество интересуют конструктивные особенности карронад - готов поделиться.
|
|
|
Sha-Yulin
|
| Лейтинантъ
|
Рапорт N: 106
Рейтинг:
0
Замечания:
|
|
Отправлено: 15.10.06 17:52. Заголовок: Re:
Vorob пишет: цитата: | Особенность карронад на ближайших дистанциях боя в том , что их эффективность значительно выше однокалиберных пушек при стрельбе ядрами по корпусу. |
| Объясните физику явления, пжалста.
|
|
|
Олег
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 29
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 15.10.06 19:46. Заголовок: Re:
Sha-Yulin пишет: цитата: | Объясните физику явления, пжалста. |
|
У карронадь ниже начальная скорость, поэтому там, где ядро из пушки просто пробивает борт, ядро из карронады его просто проламывает, соотвественно размер дыры больше.
|
|
|
Sha-Yulin
|
| Лейтинантъ
|
Рапорт N: 107
Рейтинг:
0
Замечания:
|
|
Отправлено: 15.10.06 19:55. Заголовок: Re:
Олег пишет: цитата: | У карронадь ниже начальная скорость, поэтому там, где ядро из пушки просто пробивает борт, ядро из карронады его просто проламывает, соотвественно размер дыры больше. |
| Странное описание воздействия на деревянный борт. Тем более получается, что когда пушка пробьёт толстенный борт ЛК у ватерлинии, небольшого калибра карронада с брига его не пробьёт. Так?
|
|
|
asdik
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 9
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 16.10.06 08:13. Заголовок: Re:
Sha-Yulin пишет: цитата: | когда пушка пробьёт толстенный борт ЛК у ватерлинии, небольшого калибра карронада с брига его не пробьёт |
| Всё зависит от эфективности дистанции стельбы. Просто при прочих равных условиях, карронада одинаковой массы с пушкой будет иметь бОльший калибр.
|
|
|
|
Штурман
|
| |
Не зарегистрирован
|
|
Отправлено: 16.10.06 08:20. Заголовок: Re:
пьер пишет: цитата: | насколько разрыв ватерштага мог повлиять устойчивость мачт парусного судна. |
|
Когда "Пройссен" при при столновении потерял бушприт, то затем он потерял фок-мачту и стеньгу первого грота (а мачты у него были железные). А лишившись носовых парусов парусное судно резко теряет управляемость.
|
|
|
Sha-Yulin
|
| Лейтинантъ
|
Рапорт N: 108
Рейтинг:
0
Замечания:
|
|
Отправлено: 16.10.06 10:47. Заголовок: Re:
asdik пишет: цитата: | Просто при прочих равных условиях, карронада одинаковой массы с пушкой будет иметь бОльший калибр. |
| Да это как-то и сам знаю. Вы просто начинаете объяснять, не прочитав внимательно вопроса. Мой вопрос касался вот этого утверждения. Vorob пишет: цитата: | Особенность карронад на ближайших дистанциях боя в том , что их эффективность значительно выше однокалиберных пушек при стрельбе ядрами по корпусу. |
| Вот Олег попытался мне объяснить и я задаю уточняющий вопрос именно по орудиям и карронадам ОДНОГО калибра.
|
|
|
Ingles
|
| Лейтинантъ
|
Рапорт N: 99
Корабль: фрегат Аврора
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 16.10.06 11:34. Заголовок: Re:
Раз уж пошла такая пьянка, то было бы любопытно сравнить Меркурий и Рафаил. По фрегату у кого-нибудь есть информация? И по обсуждению: если турецкие корабли действовали лишь погонными орудиями, то как Меркурий, имея меньшую скорость хода, умудрялся делать залпы всем бортом? А если он был быстрее, то чего сразу не смылся (как Орфей и Штандарт, ЕМНИП)?
|
|
|
Vorob
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 8
Корабль: пкр Москва
Откуда: Украина, Керчь
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 16.10.06 11:35. Заголовок: Re:
Одного калибра, т.к. мы рассматриваем конкретный пример - бой брига с двумя турецкими кораблями. Калибр на линкорах на разных деках может отличаться - от 36-фунтовых до 9-фунтовых, а средним и наиболее распространеным в то время - 24-ф., т.е. ОДНОГО калибра с бригом, только системы орудий разные. А вот воздействие и эффективность на ближних дистанциях: изволите видеть - тяжелое ядро с небольшой начальной скоростью - деревянные конструкции проламывает, а такое же ядро с избыточной нач. скоростью - пробивет на вылет, оставляя за собой отверстия равные калибру ядра - 150 мм, в том числе и в подводной части. Расторопным плотникам на "Меркурии" оставалось взять соответствующий чоп, обернутый брезентом и вбить в это отверстие. С "рваными ранами" на турецких кораблях было куда сложнее! По-пробуйте на досуге выстрелить из винтовки-"трехлинейки" в оконное стекло, а затем, для сравнения, такую же 9-граммовую пулю со всей силы, вблизи, швырнуть в соседнее. В первом случае получите отверстие в стекле в 7,62 мм в диаметре, а во-втором - "дзинь-ля-ля".
|
|
|
Vorob
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 9
Корабль: пкр Москва
Откуда: Украина, Керчь
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 16.10.06 11:40. Заголовок: Re:
Во время боя "Меркурий", в отличии от кораблей турок, мог идти на веслах. Чем Казарский и воспользовался, для маневрирования между кораблями.
|
|
|
denis
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 41
Откуда: Российская империя, С-Петербург
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 16.10.06 11:59. Заголовок: Re:
Ingles пишет: цитата: | как Меркурий, имея меньшую скорость хода, умудрялся делать залпы всем бортом |
| А разве карронады на верхней палубе не имели большую степень свободы всмыле поворота чем пушки линейных кораблей?
|
|
|
Sha-Yulin
|
| Лейтинантъ
|
Рапорт N: 109
Рейтинг:
0
Замечания:
|
|
Отправлено: 16.10.06 12:03. Заголовок: Re:
Ingles пишет: цитата: | то как Меркурий, имея меньшую скорость хода, умудрялся делать залпы всем бортом? |
| Да тут всё круче у народа. Сразу обеими бортами grosse пишет: цитата: | соотношение действующих стволов было не 184 против 18, а 16-20 турецких против 18 русских. Отсюда и результат боя... |
| Vorob пишет: цитата: | Расторопным плотникам на "Меркурии" оставалось взять соответствующий чоп, обернутый брезентом и вбить в это отверстие. С "рваными ранами" на турецких кораблях было куда сложнее! По-пробуйте на досуге выстрелить из винтовки-"трехлинейки" в оконное стекло, а затем, для сравнения, такую же 9-граммовую пулю со всей силы, вблизи, швырнуть в соседнее. В первом случае получите отверстие в стекле в 7,62 мм в диаметре, а во-втором - "дзинь-ля-ля". |
| Красиво, даже жаль, что действительности не соответствует.
|
|
|
Ingles
|
| Лейтинантъ
|
Рапорт N: 100
Корабль: фрегат Аврора
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 16.10.06 12:58. Заголовок: Re:
Vorob пишет: цитата: | Во время боя "Меркурий", в отличии от кораблей турок, мог идти на веслах. |
| А чего же он сразу не убежал? "Безумству храбрых поём мы песню"? denis пишет: цитата: | А разве карронады на верхней палубе не имели большую степень свободы всмыле поворота чем пушки линейных кораблей? |
| Не знаю. Честно. Но разве у бригов с карронадами не было пушечных портов? Дома есть картинки Феникса (22 пушки, учебный), там порты есть.
|
|
|
Vorob
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 11
Корабль: пкр Москва
Откуда: Украина, Керчь
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 16.10.06 13:16. Заголовок: Re:
Уважаемый Sha-Yulin, неужели уже по-пробовали? Каронады, в силу технических особенностей, были на ближних дистанциях не только могущественней пушек, но и точнее за счет меньшего зазора между ядром и каналом ствола и, главное, конической зарядной каморы. Карронады не имели классического отката орудий того времени, жестко крепились к палубе, имея возможность легко наводиться по горизонту и, с помощью винтового механизма, точно по вертикали (точно в штилевую погоду,конечно, а была именно такая).
|
|
|
Штурман
|
| |
Не зарегистрирован
|
|
Отправлено: 16.10.06 13:31. Заголовок: Re:
Ingles пишет: цитата: | А чего же он сразу не убежал? "Безумству храбрых поём мы песню"? |
|
Вопрос еще и такой: а почему турки не пошли на абордаж?
|
|
|
|
Ingles
|
| Лейтинантъ
|
Рапорт N: 101
Корабль: фрегат Аврора
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 16.10.06 13:50. Заголовок: Re:
Vorob пишет: цитата: | точно в штилевую погоду,конечно, а была именно такая |
| ??? В Морском атласе указано, что более быстроходные Штандарт и Орфей (один бриг, другой фрегат, кто из них кто не помню) ушли от турок, а Меркурий не смог. И если был штиль, как турецкие ЛК смогли догнать Меркурий? Тоже на вёслах?
|
|
|
Sha-Yulin
|
| Лейтинантъ
|
Рапорт N: 110
Рейтинг:
0
Замечания:
|
|
Отправлено: 16.10.06 14:58. Заголовок: Re:
Vorob пишет: цитата: | но и точнее за счет меньшего зазора между ядром и каналом ствола и, главное, конической зарядной каморы. |
| С этим и не спорил. Но, кстати, коническая зарядная камора была и у наших единорогов. Vorob пишет: цитата: | Карронады не имели классического отката орудий того времени, жестко крепились к палубе, имея возможность легко наводиться по горизонту и, с помощью винтового механизма, точно по вертикали |
| И с этим никто не спорил. У вас странная привычка отвечать на незаданые вопросы. Лучше ответьте, почему вы указали, что: цитата: | их эффективность значительно выше однокалиберных пушек при стрельбе ядрами по корпусу. |
| ?
|
|
|
grosse
|
| Лейтинантъ
|
Рапорт N: 145
Рейтинг:
1
|
|
Отправлено: 16.10.06 15:50. Заголовок: Re:
Vorob пишет: цитата: | К сожалению 28-ой "Гангут" не читал, но с выводами согласен. И так: 184 орудия турок (в основном 24-фунтовые пушки) действовали с одного борта, значит уже 92 орудия. 18 24-фунтовых карронад "Меркурия" имели скорострельность в 3 раза выше турецких пушек, значит уже у турок около 30 условных орудий. |
| В Гангуте Атавин проводит мысль, что турки большую часть боя вели огонь только из погонных орудий. А Меркурий, уклоняясь от огня одного, стрелял всем бортом по другому. То есть очевидно шел зигзагом. И на схеме боя, приведенной в этом же журнале, зигзаг явно просматривается. В то же время, вроде бы в рапорте Казарского нет точных данных, указывающих ни на то, что он шел зигзагом, ни даже на то, что стрелял бортом. Есть только упоминание о том, что Меркурий старался избегать продольных выстрелов. Достаточно ли это, чтобы сделать вывод, что Меркурий зигзагировал? А с другой стороны - как еще можно избежать продольных выстрелов, как только повернуться бортом? Но если он действительно шел зигзагом, то понятно, что он стрелял попеременно орудиями обоих бортом, т.е. всеми 18-ю. С другой стороны тогда действительно возникает вопрос со скоростью...
|
|
|
Штурман
|
| |
Не зарегистрирован
|
|
Отправлено: 16.10.06 16:43. Заголовок: Re:
grosse пишет: цитата: | С другой стороны тогда действительно возникает вопрос со скоростью... |
|
А скорость при лавировке бакштагами ВЫШЕ чем на фордевинд. Какой тогда был ветер по направлению?
|
|
|
Vorob
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 12
Корабль: пкр Москва
Откуда: Украина, Керчь
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 16.10.06 17:44. Заголовок: Re:
Господа, по поводу ветра: мне очень жал, что вам редко приходилось выходить в открмтое море, иначе по опыту знали бы, что в тихую погоду на сравнительно небольших участка море могут наблюдаться районы с легким ветром, очень слабым и штилевые участки. С высоты мачт или высоких бортов это хорошо видно на поверхности моря. Этими особенности используют в наше время яхтенные капитаны для оптимального выбора маршрута в гонках. Кроме этого, движение воздуха на разных высотах приводной поверхности могут отличаться. Высота мачт брига до 24 метров, кораблей до 50. Первоначально "гонки" начались при легком ветре и "стартовали" все в, примерно, равных условиях: два турецких корабля оторвавшись от эскадры пытались догнать два брига и фрегат русских, проводивших разведку у входа в пролив Босфор. "Меркурий" был изначально самым тихоходным, т.к. давно не килевался и построен был из крыского дуба. тяжелым, но прочным. Отстав от основной группы, он ещё и попал в штилевую зону. Перешли на весла. Турки догнав бриг под парусами, то же попали в эту зону и их нижние паруса обвисли, а брамсели ещё тянули под верхним легким ветром. Таким образом, возможности бр и кораблей по скоростным качествам, когда они сблизились, уравнялись, но бриг на веслах имел преимущество в поворотливости, и преимущество на таких дистанциях в артиллерии. А дальше - Ваше слово, товарищ, карронада. Уважаемый Sha-Yulin, Ваше право требовать подробных объяснений и доказательств, но врятли я сейчас смогу на страницах форума сделать подробный инженерный расчет с использованием сопромата. Мы историки, хоть и любители, должны, как юристы, использовать факты или исторические аналогии. Вот первое, что вспомнилось: в 1779 году английский заводчик Гастойн в Шотландии начал выпуск карронад для Флота Его Величества (храни, Господь, короля Георга!), первое боевого применение новых орудий произошло уже в следующем 1780 году против "проклятого француза". Ничего не подозреваший французский фр"Nymphe" имел неосторожность, сесть на мель в Проливе, и явно недооценил подошедший к нему английский дежурный катер с единственным орудием на борту с прислугой из двух человек. Катер выбрав безопасную позицию и короткое расстояние, за час так разбил палубу и борта фрегата, что французы были вынуждены сдаться. Этот случай создал великолепную рекламу Гастойну и он начал продавать свой секрет всем, кто платил. Для тех, кому интересно: карронады в первоначальном виде имели длинну канала ствола равной 7 калибрам, относительный вес заряда 1/12 -1/14 (у пушек 1/4 - 1/6, единорогов -1/5), относительный вес орудия - 60 ( 24ф.* 60 = 1440ф - вес тела орудия). В русском флоте карроноды официально появились с 1805 года (Положение 1805 года). Так, например, по положению 100-пушечный корабль имел 24 - 6ф. карронады и 4 - 24ф., а бриг 20 - 24ф, корвет - 22 - 18ф.
|
|
|
Sha-Yulin
|
| Лейтинантъ
|
Рапорт N: 111
Рейтинг:
0
Замечания:
|
|
Отправлено: 16.10.06 18:20. Заголовок: Re:
Vorob пишет: цитата: | но врятли я сейчас смогу на страницах форума сделать подробный инженерный расчет с использованием сопромата. Мы историки, хоть и любители, должны, как юристы, использовать факты или исторические аналогии. |
| Ну у меня первое высшее - МАИ. Так что осталась некоторая страсть к расчётам. А так вы сами писали: цитата: | По-пробуйте на досуге выстрелить из винтовки-"трехлинейки" в оконное стекло, а затем, для сравнения, такую же 9-граммовую пулю со всей силы, вблизи, швырнуть в соседнее. В первом случае получите отверстие в стекле в 7,62 мм в диаметре, а во-втором - "дзинь-ля-ля". |
| Так что ничего личного Vorob пишет: цитата: | Ничего не подозреваший французский фр"Nymphe" имел неосторожность, сесть на мель в Проливе, и явно недооценил подошедший к нему английский дежурный катер с единственным орудием на борту с прислугой из двух человек. Катер выбрав безопасную позицию и короткое расстояние, за час так разбил палубу и борта фрегата, что французы были вынуждены сдаться. Этот случай создал великолепную рекламу Гастойну и он начал продавать свой секрет всем, кто платил. |
| Прекрасный факт. Вот только он вообще никак не говорит о том, что карронада в стрельбе по корпусу эффективнее равнокалиберной пушки. Это только говорит о том, что использование карронады позволило вооружить небольшое судёнышко крупнокалиберным орудием. Вот если бы вы написали об о превосходстве в указаной вами ситуации над пушкой равного веса - никаких возражений не последовало бы.
|
|
|
Vorob
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 13
Корабль: пкр Москва
Откуда: Украина, Керчь
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 16.10.06 18:52. Заголовок: Re:
Да, ничем Вас не взять - разве что - карронадой однокалиберной первому Вашему высшему образованию. Может, лучше по пивку - пусть История немного остынет!?
|
|
|
Sha-Yulin
|
| Лейтинантъ
|
Рапорт N: 112
Рейтинг:
0
Замечания:
|
|
Отправлено: 16.10.06 19:25. Заголовок: Re:
Vorob пишет: цитата: | Может, лучше по пивку - пусть История немного остынет!? |
| Прекрасная идея. Поддерживаю.
|
|
|
Олег
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 30
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 16.10.06 20:00. Заголовок: Re:
Sha-Yulin пишет: цитата: | Странное описание воздействия на деревянный борт. Тем более получается, что когда пушка пробьёт толстенный борт ЛК у ватерлинии, небольшого калибра карронада с брига его не пробьёт. Так? |
|
Насколько я понимаю, да. Тут наверно уместна аналогия с пулями - у винтовочной высокая скорость и она пробивает на сквозь, а у пистолетной ниже и она просто останавливает. Vorob пишет: цитата: | относительный вес заряда 1/12 -1/14 (у пушек 1/4 - 1/6, единорогов -1/5), |
|
Т.е. на то же ядро у них был заряд пороха в 2-3 раза меньше. Насколько я понимаю, удалось сохранить приличную начальную скорость за счёт Vorob пишет: цитата: | меньшего зазора между ядром и каналом ствола |
| Интереснее другое - почему отпустили медлительный бриг в разведку?
|
|
|
Ответов - 217
, стр:
1
2
3
4
5
6
All
[только новые]
|
|