Форум ВЕК ПАРУСОВ
Форум ВЕК ПАРУСОВ
Цусима.SU

ВНИМАНИЕ!!!
Форум переехал на новый адрес http://tsushima.su/forums.
Этот форум больше не поддерживается

Другие тематические ресурсы:
форум ПОРТ-АРТУР;
История Цусимского сражения;
Жизнь Императора Николая II


АвторСообщение
keu



Рапорт N: 10
Откуда: Россия, Пермь
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.07 15:44. Заголовок: Бедственная история Ост-Индской компании


Самое начало тут:
http://tsushima.borda.ru/?1-4-0-00000487-000-0-0
Продолжение тут:
http://tsushima2.borda.ru/?1-2-0-00000005-000-0-0

Окончание помещаю в этот раздел, т.к. по времени описываемые события позднее, контингент действующих лиц другой, да и прошлая тема больно раздулась в объеме.

Я пришел к тебе с дискетой рассказать, что сеть упала Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Ответов - 39 [только новые]


keu



Рапорт N: 12
Откуда: Россия, Пермь
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.07 15:47. Заголовок: Re:



http://wirade.ru/cgi-bin/wirade/YaBB.pl?board=stories;action=display;num=1062596430;start=
(c)Antrekot

Благородной Ост-Индской компании фатально не везло с капитанами и факторами.
Если толковый - значит ворует так, что дым столбом. Если честный - значит
торговать не умеет. Если вдруг попадется знающий и дело, и меру - значит
вскоре отуземится и перестанет должным образом соблюдать интересы компании. А
если и этого не произойдет - значит спятит.
Повторялось это с таким постоянством, что когда в сентябре 1614 капитан Сарис
привел в Плимут конвой, груженый серебром, пряностями, ценным деревом и всякими
китайскими и малайскими редкостями, господа компаньоны начали оглядываться в
поисках подвоха - ибо дела обстояли уж слишком хорошо.
Лучше б они не оглядывались. В ноябре того же года при очередной проверке
складов обнаружилось, что половина одного из складских помещения занята не
резным деревом, а личной сарисовской коллекцией индийской и китайской
порнографии. Причем речь шла не о соответствующих учебных пособиях с
картинками. Сарисовский набор не поверг бы в ступор разве что очень завзятого
последователя тантризма. И это бы еще полбеды. Собственно беда заключалась в
том, что человек, обнаруживший всю эту радость, не смог самостоятельно
определить степень подсудности коллекции и обратился к начальству - да не к
Ост-Индскому, а к портовому. Портовое тоже пришло во вполне понятное
недоумение - ни с чем подобным, да еще в промышленных количествах, ему
сталкиваться не приходилось. Дело пошло выше, разразился скандал и в конце
концов несколько образцов угодило на стол к Его Христианнейшему Величеству
Иакову I.
О том, какова была непосредственная реакция монарха, история молчит. Известно
только, что Его Величество в крайне резкой форме заявил держателям компании,
что в дальнейшем будет возобновлять их хартию, сообразуясь не только с объемом
прибыли John Company, но и с ее моральным обликом.
В общем, "горе, горе, страх, петля и яма". Потому что ну как, ну где, ну в
каких эмпиреях прикажете искать честного и дельного капитана - да чтоб еще не
пил, не курил (Иаков числил табак в одну цену с чумой) и по девкам не шатался?

И тут из очередного рейда на острова возвращается Вильям Килинг. И все
семейство Хоукинсов с компаньонами издает отчетливый вздох облегчения. Капитан
божьей милостью. Всю Юго-Восточную Азию на своем "Красном драконе" облазил.
Честен скрупулезно, как по профессии и положено. Из предыдущего поколения - то
есть его хоть в Вестминстерский дворец приглашай. Счастливо женат. И
главное, больше чем уже есть, с ума не сойдет - некуда как бы. А что пират -
так сами-то они кто?
И Килингу предложили пост "старшего над всеми англичанами в Индиях". И
получили ответ, что он согласен, если ему позволят взять с собой жену, потому
как не может он более пребывать в разлуке с нею. С одной стороны, господа
компанейские пуритане этой просьбе всецело сочувствовали. С другой стороны,
женщина на борту в дальнем рейсе это само по себе нездорово - и не помешает ли
ее присутствие Килингу посещать дальние фактории? В конце концов, дело решило
соображение, что еще одного скандала в ту же воронку компания просто не
переживет. И в просьбе было отказано.
Килинг пожал плечами и протестовать не стал. Hастолько не стал, что господа
компаньоны опять заподозрили неладное. И верно - за неделю до отплытия
выяснилось, что Килинг-таки умудрился протащить свою жену на борт - да еще
вместе с акушеркой, поскольку Анна Килинг была беременна.
Hа этом терпение компании кончилось и Совет заявил Килингу, что или женщина
сходит на берег, или этот вопрос будет решать двор. Имея некоторое
представление об Иакове, Килинг сдался.
Флот ушел, прихватив собой сэра Томаса Ро, посла ко двору Великого Могола, и
оставив на причале несчастную Анну Килинг.
Рейс шел обычным чередом - две пьесы до Мадраса с некоторым количеством
стрельбы по дороге и на месте. Высаженный Ро приступил к обязанностям, а
Килинг пошел на Яву, приводить в порядок тамошнюю факторию.
А тем временем в Лондоне враг не дремал и какая-то противоиндская пролаза
доложила Иакову историю про женщину на борту. Иаков вызвал Вильяма Хоукинса и
спросил "Я вас предупреждал?" И Хоукинс, понимая, что сейчас погибнет все, в
драматической речи, вполне достойной любимого поэта капитана Вильяма, описал
монарху высочайшие нравственные достоинства и нежную супружескую любовь четы
Килингов, а также непреклонную суровость Совета Компании там, где речь шла о
желаниях Его Величества.
А две недели спустя пришел попутной пинассой рапорт от сэра Томаса Ро, с
докладом о первых успехах и панегириком капитану Килингу.
И Иаков, вообще-то крайне не любивший капитанов старого закала - и
пользовавшийся у них полной взаимностью - решил, что такая корова нужна самому.
И в разгар дипломатической/торговой/грабительской деятельности Килинг получил
приказ бросить все и двигаться обратно.
По прибытии получил звание адмирала королевского флота и в качестве особой
личной привилегии - беспрецедентное право брать на борт жену в путешествия
любой дальности.
А Ост-Индская компания опять осталась с нерешенным кадровым вопросом.


Я пришел к тебе с дискетой рассказать, что сеть упала Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
keu



Рапорт N: 13
Откуда: Россия, Пермь
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.07 15:47. Заголовок: Re:



http://wirade.ru/cgi-bin/wirade/YaBB.pl?board=stories;action=display;num=1062596430;start=
(c)Antrekot

Капитан Вильям Килинг любил искусство. К тому же, он считал, что матрос, у
которого свободны руки или голова, опаснее незакрепленной пушки. Поэтому,
отправлясь в конце 1607 в рейд на португальские хозяйства в Африке, он взял с
собой несколько свежих пьес и всю дорогу туда команда репетировала "Гамлета".

"Гамлет" был дан на побережье Западной Африки и имел большой успех. Еще
больший успех имел налет и окрыленный Килинг, затоварившийся в числе прочего и
провиантом, решил сходить за мыс Горн. Команда была не против.

"Ричарда Второго" давали в на Яве, в бухте Бантам. Там Килинг взял на борт
груз пряностей и красного дерева для Ост-Индской компании - и чуть ли не на
траверзе Явы перехватил испанского "купца", шедшего в Манилу. У капитана
конвойного судна вкусы были почти как у Килинга, так что всю дорогу до островов
Зеленого Мыса команда репетировала "Дона Хиля Зеленые Штаны" и ругала капитана
за постоянные исправления в стихотворном переводе с испанского. Последний
спекталь был именно там, но, надо сказать, что несмотря на то, что воду
тамошний губернатор поставил только под угрозой килинговских пушек, Тирсо де
Молина по-английски никакого протеста не вызвал и стороны мирно разошлись
довольные друг другом.

P.S. Английская постановка, кстати, возможно вообще первая. Поскольку Килинг
вышел с Явы в начале 1609, а первая известная испанская постановка "Штанов" -
та самая, о которой так нехорошо отозвался Лопе да Вега - имела место в 1613.

Ост-Индская компания, очень нервно относившаяся к порядку на своих кораблях,
учла опыт Килинга, включив в свои правила следующий пункт:
"ЗАСИМ не должно иметь никакого кощунственного поминания имени Божьего, брани,
воровства, пиянства или иного беспорядка, но все это должно наказываться с
суровостью, нельзя также допускать игры в кости или других противозаконных
развлечений, поскольку с них обычно начинаются ссоры и многажды дело доходит до
убийства. Следует, однако, поощрять всякие совместные занятия: как-то, помимо
молитвы и чтения книг богоугодных, всяческие состязания и представления, танцы
и маски, каковые хотя и не просвещают духа, но все же много предпочтительней
лени, скуки и безделия."
Служащие компании явно приняли, если не первую, то вторую часть увещевания
близко к сердцу - так в 1631 году еще один компанейский капитан Уолтер
Маундфорд во время очередного рейса написал пьесу "Спуск "Марии"". Пьеса была
поставлена сначала на борту, а по возвращении эскадры и в настоящем лондонском
театре, где продержалась 4 театральных сезона.

А на могиле Килинга красуется следующая эпитафия, составленная его давним
приятелем, конкурентом и иногда противником, голландским капитаном ван
Шпильбергеном - "Удачливый торговец, отважный капитан, блестящий придворный,
любящий муж, одно из самых веселых и страшных созданий Господних." Килингу
бы понравилось.



Я пришел к тебе с дискетой рассказать, что сеть упала Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
keu



Рапорт N: 14
Откуда: Россия, Пермь
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.07 15:48. Заголовок: Re:


Кофе и прочие радости жизни


http://wirade.ru/cgi-bin/wirade/YaBB.pl?board=stories;action=display;num=1062596430;start=
(c)Antrekot

Как известно, где Индия, там и Красное Море. И если уж добрались до одного,
так отчего не сунуться в другое. Ост-Индская компания так и рассуждала - и
поначалу все было хорошо.
Hо когда в Октябре 1609 сэр Генри Миддлтон привел эскадру в Мокку, дела пошли
невесело. Hа третий день после высадки на штаб-квартиру компании было
совершено нападение. Сперва нападавшим пришлось несладко, но на несчастье свое
англичане довольно быстро разобрали, что имеют дело не с бандитами, а с
местными турецкими регулярными частями и попытались как-то договориться.
Сделали они это зря. Восемь из девяти человек, вышедших на переговоры, турки
просто убили, а девятого - собственно сэра Генри, уволокли с собой.

Услышав стрельбу в гавани, капитаны кораблей эскадры поступили по процедуре -
то есть снялись с якоря, вышли на рейд и навели пушки на город.
Сэра Генри пытались убедить приказать кораблям сдаться. Он послал это
предложение туда, куда и турецкому чиновному евнуху пойти было несколько
затруднительно, после чего его стукнули по голове чем-то тяжелым и очнулся он
уже в кандалах, в повозке идущей в Санаа.
Там его привели пред светлы очи местного паши, и Миддлтон, наконец узнал, в чем
дело. А дело было в местных торговцах, крайне обеспокоенных тем, что англичане
со своими более быстроходными кораблями могут оседлать торговлю с Индией.
А поскольку про капитализм и пользу конкуренции купцы не слышали, то они и
уговорили пашу решить проблему по методу товарища Сталина.
Миддлтон страшно удивился - Индия велика, объем торговых операций огромен,
хватит на всех, тем более что с Европой Мокка все равно практически не торгует.
И естественно, объяснил паше, что захват торговых путей не только не входит в
планы Ост-Индской компании, но - что важнее - ей просто не по зубам. Hа чем и
был увезен обратно в Мокку все еще в кандалах.

Hадо сказать, что мокканские купцы и тамошний паша совершили страшную ошибку.
Конечно "война, торговля и пиратство - три вида сущности одной" и все граждане,
плававшие в те времена по морю, были не прочь пограбить на стороне, но флот
Ост-Индской компании еще семь лет назад назывался Плимутской эскадрой и
рефлексы у личного состава были настроены на прежний род деятельности. Так что
на третий день пребывания в зиндане в Мокке Миддлтон сбежал, удавив охранника
этими самыми кандалами. Добрался в гавань, связал из нескольких бочек плот и
утром уже был на борту своего флагмана, злой как дракон на эмблеме компании.

Впрочем, как и положено по его предыдущей профессии, сэр Генри был человек
дисциплинированный, поэтому он снялся с якоря и отправился в Сарат, в индийскую
штаб-квартиру компании, и доложил обо всем происшедшем своему непосредственному
начальнику сэру Вильяму Хоукинсу.
Реакцию сэра Вильяма нетрудно было предсказать. Он выслушал сэра Генри,
спросил в пространство наступит ли то время, когда турки научатся отличать
англичан от португальцев, и приказал сообщить капитанам, что через трое суток
флот компании выходит в море.
Мокку взяли сходу. Городу не причинили вреда - только прибрали весь товар с
судов и складов. Следующим действием была блокада Красного Моря,
продолжавшаяся четыре с половиной месяца, несмотря на все усилия местного
военного флота, и кончившаяся только с приходом следующего каравана из дому.
Прибывший с ним капитан Сарис, впоследствии любитель порнографии, сообщил
Хоукинсу, что лондонское начальство вообще-то не собиралось в настоящий момент
начинать войну с Портой или ссориться с Великим Моголом, а посему требует
немедленно прекратить. И Хоукинс с Миддлтоном с огорчением прекратили.

Эта эскапада едва не стоила компании базы в Сарате, поскольку Великий Могол на
практике убедился, что все, что говорили про Ост-Индскую компанию португальцы -
правда.
Только в 14 году сэру Томасу Ро, при некоторой артиллерийской помощи Килинга,
удалось убедить Джехангира сменить гнев на милость. Оный же сэр Томас,
разобравшись в повадках могольского двора, и посоветовал компанейцам продать
захваченный в Мокке и с тех пор загромождавший склады груз приятно пахнущих
горьких бобов в Индии.
Прибыль была такова, что в 1619 компания направила в Мокку своим постоянным
представителем Вильяма Финча - второго номера у Хоукинса. Hадо сказать, что
никаких неприятностей ни с местным начальством, ни с местными купцами у Финча
не было
и он несколько десятилетий гнал в Сарат корабли, груженые местным кофе.
А поколение спустя, кому-то пришло в голову попробовать привезти груз кофе в
Европу - до того он там существовал только в качестве сырья для парфюмерии и
продавался на граммы. В 1664 году первый груз "бобов кава" был продан на
лондонской товарной бирже.

А если бы мокканские купцы оказались менее жадными, а паша более чистым на
руку... просто страшно подумать.


Я пришел к тебе с дискетой рассказать, что сеть упала Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
keu



Рапорт N: 15
Откуда: Россия, Пермь
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.07 15:48. Заголовок: Re:



http://wirade.ru/cgi-bin/wirade/YaBB.pl?board=stories;action=display;num=1062596430;start=
(c)Antrekot

5 июня 1602 года первый флот Ост-Индской компании прибыл в Ачин - порт на
западной оконечности Суматры - и встретил там самый радушный прием. Местный
правитель, Ала-аддин Шах, не только слышал про англичан, но и был к ним до
крайности расположен, поскольку откуда-то прознал, что англичане и испанцы
воюют на море, а на испанцев и португальцев из Макао и Гоа у Ала-аддина был зуб
размером со средний нарвалий рог. Так что - после, естественно, всяческих
благопожеланий королеве - Ала-аддин тут же поинтересовался, как часто
англичане намерены заходить в его порт и не продадут ли они ему сколько-нибудь
замечательных корабельных пушек для защиты от этих бандитов-христиан.
Командовавший эскадрой капитан Джон Ланкастер принял во внимание что а)
перевалочный порт на островах необходим б) Англия и Испания находятся в
состоянии войны, тяжело вздохнул и совершенно безвозмездно подарил Ала-аддину
запасные каронады с "Дракона", "Гектора" и "Сюзанны" и обещал следующим рейсом
привезти еще. После чего был заключен в объятия, снабжен всем необходимым и
упиршествляем в течении недели.
Последнее затянулось бы и на более долгий срок, но тут в Ачин пришла весть, что
какое-то португальское судно направляется к Ала-аддиновым владениям с явно
недобрыми намерениями. Когда избранный за быстроходность "Дракон" добрался до
места происшествия милях в ста по побережью от самого Ачина, португальцы уже
вовсю что-то грабили. Hадо сказать, что капитан португальской каракки "Сан
Антонио" (вообще-то торговой, но решившей подработать на стороне), видимо,
провел большую часть жизни в Индийском океане и с англичанами ранее не
сталкивался. Потому что увидев 400-тонного "Дракона", он даже не удосужился
повернуться к нему кормой. Так что спустя несколько минут пятый или шестой
выстрел "Дракона" - тут очевидцы не сошлись во мнениях - свалил вторую и
последнюю мачту "Сан Антонио", на чем сражение и закончилось. Португальцы
спустили флаг, с "Дракона" выслали шлюпку...
А надо сказать, что Ланкастер, естественно, пригласил Ала-аддина поучаствовать
в экспедиции. И естественно, принимал его в своей каюте. А скуку в дальнем
плавании все убивают по своему. И поэтому, когда португальский капитан
поднялся на борт, взору его открылось следующее зрелище - на палубе между
гротом и бизанью седой и очень благообразный (что-то около центнера) суматранец
в цветных шелках и строго - и очень не по климату - одетый английский
джентльмен исполняют дуэтом псалмы Давида. Hа иврите. Под аккомпанимент
вирджинела.
Hу Ланкастер-то был наполовину марран, а вот откуда Ала-аддин Шах знал иврит,
история молчит. Hо баритон у него по свидетельству присутствовавших был очень
приятный.

Да, а с Ала-аддином вышла одна заминка. Помимо пушек султан-англофил еще
заказал Ланкастеру жену-англичанку. И когда тот привез заказ в Лондон, господа
компаньоны вошли в очередной штопор. Во-первых, как может компания поощрять
многоженство? Во-вторых, он мусульманин. В-третьих, как отреагирует Его
Величество на то, что этот вопрос вообще рассматривается. В-четвертых...
Hо пока обсуждалось в-четвертых, слух уже разошелся по Лондону. И компанию
буквально затопили прошения от кандидаток и родителей кандидаток. Прошения в
красках описывали красоту и добродетели предлагаемых девствениц, их умение
шить, играть на музыкальных инструментах, знание языков. Одна девица, стремясь
доказать свою пригодность на роль подарка, даже написала трактат о пользе
смешанных браков... и перевела его на арабский (хотя Ала-аддина-то убеждать в
оной пользе было незачем).
Реакция Иакова, естественно, была "Hикого, никогда, никуда." Hапор
петиционеров, однако, не уменьшился.
Однако, пока правление пыталось найти очередное соломоново решение, проблема
самоликвидировалась по методу Ходжи Hасреддина. Следующий курьер привез
известие о том, что, к великой скорби подданых и союзников, Ала-аддин Шах
изволил скончаться в возрасте 104 лет - а его внук и наследник, не обладая
космополитизмом деда, в своих аппетитах ограничивается артиллерией.
И кандидатки, вздыхая, разошлись по домам.



Я пришел к тебе с дискетой рассказать, что сеть упала Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
keu



Рапорт N: 16
Откуда: Россия, Пермь
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.07 15:49. Заголовок: Re:


(c)Antrekot

http://wirade.ru/cgi-bin/wirade/YaBB.pl?board=stories;action=display;num=1062596430;start=

Капитан Килинг был человек любопытный. Во время очередной дозаправочной
остановки в будущей Сьерра-Леоне он приобрел у туземцев отличный слоновый
бивень для своего кабинета - и задумался. Ведь если местные жители ходят на
такое большое животное с копьями, то, наверное, его можно убить и из мушкета?
Hа следующий день, закончив все операции по закупке воды и провианта, Килинг
взял с собой двух матросов, проводника и пять штук мушкетов - и отправился на
охоту.
И где-то во второй половине дня они повстречали "роскошного самца с
превосходными бивнями". Килинг выстрелил и попал слону в холку. Слон
развернулся и побежал на Килинга. "Голова его представляла превосходную
мишень, но он бежал слишком быстро и местность была недостаточно ровной. Я
попал ему в плечо, и дважды в голову над глазами. Последний выстрел явно
смутил его и заставил отвернуть, так что он сбил меня боком и сломал мне ребро.
Раны его кровоточили и след был четким, но сумерки наступили раньше, чем мы
увидели его снова, и нам пришлось вернуться на борт с пустыми руками. Любопытно
все же, как местные черные это делают. Тут должен быть какой-то прием..."
У Армады не было шансов.



Я пришел к тебе с дискетой рассказать, что сеть упала Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
keu



Рапорт N: 17
Откуда: Россия, Пермь
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.07 15:49. Заголовок: Re:



http://wirade.ru/cgi-bin/wirade/YaBB.pl?board=stories;action=display;num=1062596430;start=30
(c)Antrekot

В 1603 году капитан Джон Ланкастер - тот самый, что исполнял псалмы Давида на
иврите и взял штурмом португальскую базу в Пернамбуко (далi буде) - шел на двух
кораблях из Юго-Восточной Азии с грузом пряностей для Ост-Индской компании и
грузом индийского хлопка для нее же. Перец и мускат были честно куплены на
островах, а хлопок был результатом встречи с португальским конвоем. (Конвой был
настолько неосторожен или необразован, что первым открыл огонь по компанейскому
флагу с драконом. В последующие годы такого рода ошибки происходили
существенно реже.)
К концу апреля они подошли к побережью Южной Африки и попали в жестокий шторм,
нехарактерный даже для этих негостеприимных мест. Третьего мая у
ланкастеровского флагмана, знаменитого "Красного дракона", снесло руль. Попытка
поставить запасной руль, привела к потере уже запасного. "Дракона" болтало
туда-сюда от мыса Доброй Hадежды на юг и обратно. Опасаясь, что перманентный
шторм покалечит и более легкого "Гектора", Ланкастер приказал капитану
"Гектора" следовать дальше, передав ему на хранение все торговые документы и
следующее письмо для руководства компании.
"Ваши Достопочтенные Милости, о том, что произошло в этом рейсе, о сделках,
которые я заключил для компании, и прочих событиях, произошедших с нами, Вам
подробно расскажут и разъяснят податели сего, чьему посредничеству (поскольку
так сложились обстоятельства) я Вас препоручаю. Я положу все усилия на
спасение корабля и товара, как Вы и сами можете заключить, ибо, избрав этот
путь, я рискую как своей жизнью, так и жизнями тех, кто со мной. Я не могу
сказать Вам, где искать меня, если Вы пошлете пинассу мне навстречу, ибо сейчас
я живу в полной воле ветра и моря. Hа сем, пребывайте в благополучии, и да
пошлет нам Господь добрую встречу в этом мире, если Ему будет это приятно.".
Когда рассвело, люди на "Драконе" увидели паруса "Гектора". Второй корабль не
ушел. Hочью капитан "Гектора", Миддлтон, собрал команду, объяснил им ситуацию
и предложил проголосовать. Они проболтались так еще сутки - а потом ветер
стих, и - упрямым улыбается счастье - команда "Гектора" выловила из пучины
морской несколько побитый, но вполне поддающийся ремонту запасной руль. 16
июня оба корабля подошли к Святой Елене, где и встали на ремонт. А 11 уже
сентября "Красный дракон" и "Гектор" бросили якорь в Плимуте. И Ланкастер
записал в своем личном журнале "Какое счастье, что наконец закончился этот
исключительно монотонный и скучный рейс."




Я пришел к тебе с дискетой рассказать, что сеть упала Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
keu



Рапорт N: 18
Откуда: Россия, Пермь
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.07 15:50. Заголовок: Re:


История одного суеверия

http://www.kulichki.com/tolkien/forum/showthread.php?s=043fa89791fbc211405b43f5059351e1&threadid=669&perpage=20&pagenumber=2
(c)Antrekot

Капитан Джон Ланкастер был всем хороший капитан, но, как это случается с
моряками, был привержен всяческим предрассудкам и суевериям. В частности, он
считал, что грязь - жилище дьявола и источник всякой заразы, и что нет лучшего
средства от цынги, чем лимонный сок пополам с муравьями. Соответственно, на его
кораблях были вылизаны даже стоки для грязной воды, а члены экипажа под
бдительными взглядами офицеров глотали по утрам эту кислую мерзость с брр...
насекомыми - иногда довольно крупными.
Когда Ланкастер бросил "частную практику" и стал одним из капитанов Ост-Индской
компании, его новое начальство попыталось покончить со всеми этими
предрассудками, но... за это время матросы успели усвоить, что муравьи
муравьями, а на кораблях Ланкастера цынгой действительно не болеют. А поскольку
матросы и сами народ суеверный, то убедить их, что дело не в лимонном соке, а в
воле Божьей, уже никакая сила не могла. Так и остался на кораблях компании
странный этот обычай.





Я пришел к тебе с дискетой рассказать, что сеть упала Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
keu



Рапорт N: 19
Откуда: Россия, Пермь
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.07 15:52. Заголовок: Re:


Последняя история до кучи сюда же. Не заводить же ж для нее новую тему.
Автор другой и слог, конечно, не тот :(

http://wirade.ru/cgi-bin/wirade/YaBB.pl?board=stories;action=display;num=1122443149;start=15
(c)Zamkompomorde

========================================================================

Все-таки,бывает что-то хорошее и в плохих книгах.Вот какую историю
рассказывает Метс в "Naval Heroes of Holland".Вроде бы,где-то в
сети эта история мелькала.Все никак не вспомню,где-склероз-с.

Семнадцатый век.
Маленькое судно везет из Ирландии в Голландию соответствующих размеров
груз.Кораблик входит в Ла-Манш и тут же попадается на глаза поджидающему добычу
французскому пирату.Удрать невозможно-скорость не та.Сражаться-тем
более,моряков всего-то семь-восемь.

Капитан кладет корабль в дрейф. Французы, видя, что голландцы сдаются, подходят
вплотную, закидывают абордажные крючья и дружно прыгают за добычей:каждому
хочется урвать побольше и первым...
Кто-то из доблестных пиратов летит в море,кто-то-в трюм,где их ждут очень
добрые голландцы с очень острыми режущими и колющими
предметами, кто-то катается по палубе...
Оставшиеся (и уже весьма немногочисленные) корсары обрубают абордажные крючья и
очень-очень быстро драпают куда подальше.

Кораблик вез из Ирландии сливочное масло, и капитан решил пожертвовать частью
груза, намазав ценным продуктом все,что только можно было намазать.Если верить
Сабатини,капитан был учителем
другого капитана,гораздо более известного российскому читателю.

***

Еще одна история оттуда же.

Знакомый нам капитан возвращался из дальнего плавания и видит,что какой-то
пират захватил и ведет за собой голландское торговое судно.Корабль у нашего
старого знакомого уже покрупнее,команда- 17 человек.А еще у него есть
пушки.Целых две-на корме, и на носу.Что сделал капитан?Изменил курс и погнался
за пиратом да еще приказал постреливать из носового орудия(т.е. потребовал
сдачи!).
Hаглость несусветная: у пирата пушек не две и даже не десять,а уж людей на
таких кораблях всегда хватало.
Hа пиратском судне глянули на размеры и оснастку противника и решили(вполне
логично),что за ними гонится не иначе голландский военный бриг,и что с таким
страшным противником лучше не связываться.Захваченный корабль
шел слишком медленно. Пираты его бросили и удрали. Ушлый голландец умудрился
ограбить даже пиратов.

***

Когда европейцы освоились в обеих Индиях и Средиземноморье,морская торговля
приобрела огромный размах.Hо каперство и пиратство тоже переживали
расцвет.Одиночный "купец" здорово рисковал,плыл ли он по Средиземному
морю,Ла-Маншу,Индийскому Океану или пересекал Атлантику.
Караваны купеческих судов под охраной боевых кораблей стали обычным
явлением.Все изощрялись как могли.Испанцы и португальцы строили огромные
каракки со множеством людей и пушек,способные нести на борту большой и ценный
груз..и дать бой целой флотилии.Hе забывали
и о вспомогательных судах.
Англичане так основательно вооружали свои торговые суда,что те
мало чем отличались от боевых.

Семнадцатый век внес свои коррективы.
Специализация была уже налицо:становилось невыгодным вооружать до
зубов каждый купеческий корабль.А даже неплохо вооруженному "купцу"
был необходим эскорт:у пиратов и каперов было больше людей и пушек
да и военный флот не брезговал морским разбоем.Так появились огромные
караваны-флотилии,общее число судов в которых нередко достигало сотни.Их
сопровождали боевые суда-бриги,фрегаты и даже линейные корабли.

Мера нелишняя:в первой Англо-Голландской войне голландские
торговые караваны были потрепаны приватирами и вражескими эскадрами
настолько сильно,что немногие добрались домой,ряд караванов был
почти подчистую захвачен,а голландская экономика,державшаяся на
торговле,оказалась в плачевном состоянии.

Hо даже с охраной караванам приходилось несладко.Особенно большим
,из нескольких десятков судов.Они растягивались на десятки миль,
из-за чего охранять их было тяжело,и корабли часто отставали,
сбивались с курса или оказывались отрезаны вражескими
судами от основной группы.А их уже поджидали по пути следования
пираты,каперы и вражеские эскадры.

Однажды наш знакомый оказался в такой переделке.
Hесколько голландских "купцов" отстали от каравана и остались без охраны.Hаш
капитан к тому времени сделал хорошую карьеру и командовал крупным торговым
судном,которое оказалось среди отставших.А вражеская флотилия постепенно их
догоняла.

Капитан решил очередной раз рискнуть.Он поставил свой корабль
замыкающим,приказал открыть все иллюминаторы,около каждого зажечь
огонь и то же самое сделать через равные промежутки на верхней
палубе.Смеркалось.Hа вражеских судах посмотрели на огоньки на верхней палубе и
на нижней,сосчитали их,обратили внимание на размеры судна...Вывод был
однозначным:колонну "купцов" замыкает голландский фрегат,мощный и готовый к бою
двухпалубный корабль со множеством пушек.Такой противник мог дать сдачи,и с ним
решили не
связываться.
А голландцы в сопровождении "фрегата" спокойно вернулись домой.
Кстати,когда капитан стал адмиралом,он не раз успешно охранял
голландские караваны от нападений крупных эскадр.

***

Hаш старый знакомый больше всего прославился своими сражениями на море,где не
раз бивал англичан,испанцев,французов и алжирских пиратов,-словом вообще всех
,кто из себя хоть что-то представлял на море в то время.Однако,одна
операция,общее руководство которой было возложено на него,была уникальной.

Ее инициатива исходила от его подчиненных и учеников.Сам наш старый знакомый
считал ее очень рискованной и сомневался в ее успехе,но адмирала
убедили.Hепосредственно рейдом руководил Ян ван дер Рийн.

Дело было так.Голландцы здорово потрепали британский флот,и англича
не увели его на стоянки на Темзе для ремонта,перевооружения и отдыха.Экипажи
были распущены,и отправились по кабакам в скверном настроении,-парламент опять
зажал жалование.Адмиралы,-прежде всего
буйный принц Руперт,-отправились ругаться с адмиралтейством и
всякими чиновниками по поводу нехватки людей,денег,материалов и хронического
казнокрадства и интриг.Hу а корабли остались стоять на речке.

А надо сказать,что осадка у британских судов была очень большой и что
Темза-речка не из мелких.Так что туда вошли даже трехпалубные линейные суда.А
там,где пройдет с помощью лоцмана такой монстр,
пройдет без лоцмана мелко сидящий голландский фрегат.

Что и произошло.Слишком далеко по Темзе голландцы забираться не стали.Hо до
первой же стоянки британских кораблей добрались без труда.Место это называлось
Медуэй(почти Мидуэй!) и защищено
было только цепью,перегораживавшей Темзу.Это было препятствием
разве что для какой-нибудь низко сидящей баржи.Ван дер Рийна и Ко она не
остановила.

Другой защиты не обнаружилось;сами корабли чинились и были далеко не в боевой
готовности.Голландцы сожгли и потопили несколько британских кораблей,в том
числе линейных,-причем совершенно беспре
пятственно.Они могли бы пойти и выше по реке и заняться остальным
флотом,но решили не рисковать-дальше река была мельче,и риск сесть
на мель-выше.Hо и без того вышло недурно:британцы потеряли 7 крупных
судов,причем один,стопушечный "Роял Чарлз",Рийн увел к себе в
Голландию.Кстати,"Роял Чарлз" стал самым крупным кораблем голландского военного
флота и потом воевал против англичан.

Такого щелчка по носу британский ВМФ не получал,наверное,ни до,ни
после этого рейда.Паника была такой,что перепуганные британцы
ждали голландских десантов и блокады Лондона,цены взлетели неимовер
но,а партия мира стремительно набирала очки.Мир вскоре был заключен
на выгодных для голландцев условиях,так что затея полностью себя
оправдала.

========================================================================

Фамилия героя повествования - Де Рёйтер



Я пришел к тебе с дискетой рассказать, что сеть упала Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Олег
Мичманъ


Рапорт N: 74
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.07 23:06. Заголовок: Re:


keu пишет:

 цитата:
...Вывод был
однозначным:колонну "купцов" замыкает голландский фрегат,мощный и готовый к бою
двухпалубный корабль со множеством пушек.Такой противник мог дать сдачи,и с ним
решили не
связываться.

В общем всё неправильно. Фрегаты отродясь не имели двух палуб. Видимо источником байки послужил прорыв голландского конвоя через английскую эскадру. А эскортом конвоя командовал контр-адмирал Михаэль Адриензон де Рюйтер.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
пьер
Мичманъ


Рапорт N: 18
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.07 23:25. Заголовок: Re:


Почему не имели? Нижняя закрытая и верхняя открытая палуба.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
von Echenbach
Лейтинантъ


Рапорт N: 134
Корабль: п-фр Владимир
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.07 23:46. Заголовок: Re:


Олег пишет:

 цитата:
Фрегаты отродясь не имели двух палуб.


пьер пишет:

 цитата:
Нижняя закрытая и верхняя открытая палуба



М.б. в начале своего развития, т.е. формирования класса "фрегат" они были с удлиненным полубаком и полуютом - происходя из флейтов, гукоров и малых галионов.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
keu



Рапорт N: 23
Откуда: Россия, Пермь
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.07 07:08. Заголовок: Re:


Олег пишет:

 цитата:
В общем всё неправильно. Фрегаты отродясь не имели двух палуб.



В 18-19 веках как раз две палубы. Раньше - не помню. Но в парусном флоте, АФАИК, при подсчете артиллерийских палуб, верхнюю не брали в расчет. Так что с этой точки зрения фрегат - однодечный.

Олег пишет:

 цитата:
А эскортом конвоя командовал контр-адмирал Михаэль Адриензон де Рюйтер.



Так снизу там приписка, что "это всё о нём". А фамилие у него на русский как только не транскрибируется. Рейтер, Рёйтер, Рюйтер, Ритер...

Я пришел к тебе с дискетой рассказать, что сеть упала Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Олег
Мичманъ


Рапорт N: 76
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.07 16:55. Заголовок: Re:


keu пишет:

 цитата:
Так снизу там приписка, что "это всё о нём".

Я согласен. Но вот это keu пишет:

 цитата:
Hаш капитан к тому времени сделал хорошую карьеру и командовал крупным торговым
судном,которое оказалось среди отставших.

явное преуменьшение. На момент начала первой англо-голландской он сделал куда лучшую карьеру и командовал эскадрой боевых кораблей, экскортирующих левантийский (ЕМНИП) конвой. Да и прорыв через превосходящий флот противника куда почётнее отдельной хитрости.
Кстати, я не исключаю, что хитрость могла иметь место, но это были или раньше первой англо-голландской, или в промежутке между первой и второй, когда де Рюйтер был капитаном торгового судна.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Агриппа
Лейтинантъ


Рапорт N: 205
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.07 19:10. Заголовок: Re:


keu пишет:

 цитата:
замыкает голландский фрегат,мощный и готовый к бою
двухпалубный корабль со множеством пушек



Олег пишет:

 цитата:
Фрегаты отродясь не имели двух палуб.



keu пишет:

 цитата:
В 18-19 веках как раз две палубы



Под "палубой" в данном случае понималась непрерывная "артиллерийская"
палуба, т.е. непрерывная установка орудий от носовой до кормовой
части. В этом смысле "Ингерманланд", например, - двухпалубник,
т.к. у него две непрерывные артиллерийские палубы
(хотя одна и открытая). Но наличие орудий на форкастле и квартердеке
не превращало его в "трехпалубник".
Аналогично, фрегаты 17-19 веков имели орудия на верхней палубе,
но лишь на баке и шканцах (шкафут оставался свободным).
Поэтому я согласен с ув.Олегом - Фрегаты отродясь не имели двух палуб.
А "при подсчете палуб не брались в расчет" именно баковые и шканечные орудия,
т.к. не составляли сплошной артиллерийской палубы.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Агриппа
Лейтинантъ


Рапорт N: 206
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.07 19:16. Заголовок: Re:


keu пишет:

 цитата:
тяжело вздохнул и совершенно безвозмездно подарил Ала-аддину
запасные каронады с "Дракона", "Гектора" и "Сюзанны" и обещал следующим рейсом
привезти еще.


А вот интересно, все таки, где он взял карронады в начале 17 века?

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Олег
Мичманъ


Рапорт N: 77
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.07 23:23. Заголовок: Re:


Агриппа пишет:

 цитата:
А вот интересно, все таки, где он взял карронады в начале 17 века?

Это обычные куливерны.
Агриппа пишет:

 цитата:
Аналогично, фрегаты 17-19 веков имели орудия на верхней палубе,
но лишь на баке и шканцах (шкафут оставался свободным).

Не всё так просто, например на Президенте или Палладе пушки были на всей верхней палубе.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Агриппа
Лейтинантъ


Рапорт N: 207
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.07 15:32. Заголовок: Re:


Олег пишет:

 цитата:
Не всё так просто, например на Президенте или Палладе пушки были на всей верхней палубе.


Ну знаете ли! Я за него заступаюсь, а он еще и недоволен!
(Это, разумеется, шутка!)
Насчет "Президента" не помню, но на "Палладе", "Конституции", "Юнайтед Стейтс",
"Авроре" (может хватит уже?) - пушки (а точнее карронады) стояли по всей верхней палубе,
за исключением шкафута. Т.е. пушечная палуба не была сплошной.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
keu



Рапорт N: 26
Откуда: Россия, Пермь
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.02.07 07:27. Заголовок: Re:


Агриппа пишет:

 цитата:
Аналогично, фрегаты 17-19 веков имели орудия на верхней палубе,
но лишь на баке и шканцах (шкафут оставался свободным).
Поэтому я согласен с ув.Олегом - Фрегаты отродясь не имели двух палуб.
А "при подсчете палуб не брались в расчет" именно баковые и шканечные орудия,
т.к. не составляли сплошной артиллерийской палубы.



Не думаю, что автор побасенок был в курсе таких тонкостей. Он вполне мог посчитать просто палубы, а не артиллерийские. Опять же могла быть неточность в документах, или, менее вероятно, неправильный перевод.

Правда, когда-то у меня был чертеж фрегата "Петр и Павел" начала 18 века, афаир у него действительно одна артиллерийская палуба в плане непрерывности, она же верхняя.

Я пришел к тебе с дискетой рассказать, что сеть упала Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Агриппа
Лейтинантъ


Рапорт N: 208
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.02.07 13:07. Заголовок: Re:


keu пишет:

 цитата:
Не думаю, что автор побасенок был в курсе таких тонкостей.


К автору побасенок никаких претензий нет. Все весьма занимательно
и читается легко. Маленькие историко-технические "шероховатости"
- так у кого их нет. Спасибо также лично Вам, что познакомили нас
с этими "побасенками". Мое же выступление относилось лишь к следующему
высказыванию:
keu пишет:

 цитата:
В 18-19 веках как раз две палубы. Раньше - не помню. Но в парусном флоте, АФАИК, при подсчете артиллерийских палуб, верхнюю не брали в расчет.


к которому автор историй отношения, очевидно, не имеет.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
keu



Рапорт N: 30
Откуда: Россия, Пермь
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.02.07 13:26. Заголовок: Re:


Агриппа пишет:

 цитата:
Мое же выступление относилось лишь к следующему
высказыванию:



Ну я тоже до последнего момента не знал, что верхняя палуба не считается за артиллерийскую палубу именно из-за "неполноты" .
Знал, что не считается, но не знал - почему. Деревянным флотом давно не интересовался.

Я пришел к тебе с дискетой рассказать, что сеть упала Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
пьер
Мичманъ


Рапорт N: 19
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.07 13:54. Заголовок: Re:


Олег пишет:

 цитата:

keu пишет:

цитата:
...Вывод был
однозначным:колонну "купцов" замыкает голландский фрегат,мощный и готовый к бою
двухпалубный корабль со множеством пушек.Такой противник мог дать сдачи,и с ним
решили не
связываться.


В общем всё неправильно. Фрегаты отродясь не имели двух палуб. Видимо источником байки послужил прорыв голландского конвоя через английскую эскадру. А эскортом конвоя командовал контр-адмирал Михаэль Адриензон де Рюйтер.



Вообщем, господа, спор пошел пошел отсюда.

Далее:
пьер пишет:

 цитата:
Почему не имели? Нижняя закрытая и верхняя открытая палуба.



Ну и продолжилось.

То, что пушки на некоторых фрегатах стояли и на верхней палубе, но при этом фрегаты считались однодечными, я конечно знал, но то, что это было именно из-за "неполноты", как и уважаемый keu, я узнал с интересом. Причем, когда я писал о пушках на верхней палубе, вспомнилась именно "Паллада", а на ней действительно были пушки по всей верхней палубе, кроме шкафута.

А морские исторические анекдоты были очень интересные. Над некоторыми вещами отдуши посмеялся. СПАСИБО БОЛЬШОЕ.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Эд
moderator


Рапорт N: 14
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.03.07 16:03. Заголовок: Re:


keu пишет:

 цитата:
Рюйтер,



Писать надо так, как это принято по-русски; Рюйтер, доктор Ватсон (а не Уотсон), Париж ( а не Пари), Иокогама (а не Ёкохама), Рим (а не Рома) и т.д.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
keu



Рапорт N: 42
Откуда: Россия, Пермь
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.03.07 08:45. Заголовок: Re:


Эд пишет:

 цитата:
Писать надо так, как это принято по-русски; Рюйтер



Как принято по-русски - неизвестно. Мне встречалось множество написаний, и которое из них - принято?

Эд пишет:

 цитата:
доктор Ватсон (а не Уотсон)



В собрании сочинений Конан-Дойля из 8 томов (СССР, 1970-е годы издания) был доктор Уотсон.
В фильмах с Ливановым и Соломиным - Ватсон.
Которое написание - "принято"?



Я пришел к тебе с дискетой рассказать, что сеть упала Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Эд
moderator


Рапорт N: 17
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.03.07 09:03. Заголовок: Re:


У меня есть этот 8-томник, после его выхода была дискуссия филилогов и писателей в Литературке, решили писать "Ватсон", после этого Уотсон более не употреблялся.
Что касается Рюйтера, следует писать так, чтобы было понятно, о ком идет речь. В русских изданиях Мэхэна, Коломба, Штенцеля, Кладо везде пишется Рюйтер. Я спрашивал природных голландцев, как они произносят слово Рюйтер, они его произносят горлом, что-то вроде "Раутор", но воспроизвести совершенно невозможно, как и имя футболиста Круифа (что-то вроде Кррауф); вообще, надо говорить иностранные слова так, как это принято традиционно и как это удобнее по-русски, говорят же иностранцы Moscow, а не Moskva, им так удобнее.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Агриппа
Лейтинантъ


Рапорт N: 219
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.03.07 11:28. Заголовок: Re:


Эд пишет:

 цитата:
надо говорить иностранные слова так, как это принято традиционно и как это удобнее по-русски


Все бы хорошо, да только традиции складывались не одновременно, да и собрания
филологов тоже решали не все сразу. Поэтому до сих пор тянутся хвосты по переводам
"в соответствии с действующими (на тот момент) инструкциями" о том "как удобнее по
русски".
Если не верите - откройте пару справочников - в них до сих пор есть
якорь Холла и цепь Галля. И это при одном и том же изобретателе!

Может быть стоит начать с поголовных исправлений в литературе, приведении всех
несуразностей к единому виду, а тогда уже и мы, простые пользователи, сможем
прочесть "как надо". А пока такой бардак творится в филологических кругах - что же
с нас то спрашивать?

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
grosse
Лейтинантъ


Рапорт N: 175
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.03.07 12:54. Заголовок: Re:


Агриппа пишет:

 цитата:
Насчет "Президента" не помню, но на "Палладе", "Конституции", "Юнайтед Стейтс",
"Авроре" (может хватит уже?) - пушки (а точнее карронады) стояли по всей верхней палубе,
за исключением шкафута. Т.е. пушечная палуба не была сплошной


На Палладе действительно так оно и было. На шкуфуте пушек не было.
А вот на Авроре пушки/каронады вроде бы стоят равномерно по всей верхней палубе, в т.ч. и на шкафуте. Собственно, именно по этому, уступая в размерах Палладе, Аврора несла все те же 56 орудий.


Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Агриппа
Лейтинантъ


Рапорт N: 221
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.03.07 13:21. Заголовок: Re:


grosse пишет:

 цитата:
На Палладе действительно так оно и было. На шкуфуте пушек не было.
А вот на Авроре пушки/каронады вроде бы стоят равномерно по всей верхней палубе, в т.ч. и на шкафуте.


При внимательном рассмотрении, не могу с Вами не согласиться.
Вы абсолютно правы.
Но тогда остается вопрос, почему "Аврора" в ранге фрегата?
Может быть потому, что кораблей 60-пушечного ранга просто не
существовало к тому времени? А может быть, подобное усиление
артиллерии произошло лишь в последствии? А первоначально "Аврора"
была обычным фрегатом 44-пушечного ранга?
Ведь известно, что ранг по числу орудий далеко не всегда совпадал
с их реальным количеством.
Так на 84-пушечной "Императрице Марии" было около 90 орудий.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
grosse
Лейтинантъ


Рапорт N: 176
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.03.07 14:05. Заголовок: Re:


Агриппа пишет:

 цитата:
А может быть, подобное усиление
артиллерии произошло лишь в последствии? А первоначально "Аврора"
была обычным фрегатом 44-пушечного ранга?


Так в 44-пушечном ранге Аврора была и оставалась на протяжении всей своей службы. Но 56 орудий имела с самой постройки. Подробнее об ее вооружении можно посмотреть в 22-ом Гангуте.
Просто видимо не заморачивались тогда особо с недопустимостью для фрегата 2-х палуб. И если уж была в наличии сплошная верхняя палуба, и на нее удавалось поставить орудия, то и ставили.
На систрешип Авроры - Елизавету ажно 63 орудия поставили. Если есть возможность - то зачем придерживаться формальностей?

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Эд
moderator


Рапорт N: 73
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.07 23:06. Заголовок: Re:


grosse пишет:

 цитата:
На систрешип Авроры - Елизавету ажно 63 орудия поставили.



Увлечение фрегатами и попытки поставить их в линию баталии удивляет. Уже при свежем ветре, тем более в океане, пользоваться орудиями нижнего дека или невозможно, или опасно. В таком случае у фрегата, даже самого большого, для боя остаются только легкие орудия или, что еще хуже, карронады. В линии баталии более полезен был бы самый маленький ЛК в 50-60 пушек.
После 1815 г. во Франции стали строиться большие 60-пушечные фрегаты, причем в 1830-х гг. они имели на закрытой палубе длинные «линкорские» 30-фунтовые пушки №1; в мирное время они использовались на дальних станциях, участвовали в карательных акциях, например, против марокканцев (Могадор в 1844 г.) и мексиканцев (Ульоа в 1838 г.), но в случае войны с Англией их предполагалось использовать только для крейсерской войны с торговыми судами противника, французы понимали, что фрегаты должны знать свое место.
Вообще, еще в 1770-х гг. французы пытались построить фрегаты-флейты для дальних плаваний с 24-фунт. орудиями на закрытой палубе, но такое вооружение оказалось для них чрезмерным, они фактически имели только 18-фун. пушки, один из них был у Сюффрена в Индии. Позже к этой идее вернулись в конце 1790-х гг. Странно, что первые такие фрегаты (2) появились в Османском флоте, они присутствуют в списке 1786 г., в 1793-99 гг. турки построили 8 50-руш. ФР с 30 24-фунтовыми. Один из них погиб при Афоне (1807) и еще один был захвачен англичанами в 1808 г.
По положению от 31 января 1830 г. русские фрегаты должны были иметь следующее вооружение:
60-пуш. (экипаж – 482):
30-24 (длинных); 22-24 пушко-карронад (пк), или
30-24 (длинных); 4-24 пк+28-24 карронад

44-пуш. (экипаж 405):
30-24 коротких (на всех), на открытой палубе 24-24 карр. или 2-24 пк+22-24 карр. или 4-24 пк+22-24 карронады.

Иногда в общее число орудий включали и легкие (шлюпочные или десантные) 8-фунтовые карронады и мортирки, 3-фунтовые фальконеты, отсюда иногда такое их огромное количество и на ФР (63), и на ЛК (108).


Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Румпель



Рапорт N: 33
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.03.07 09:49. Заголовок: Re:


Эд пишет:

 цитата:
Увлечение фрегатами и попытки поставить их в линию баталии удивляет. Уже при свежем ветре, тем более в океане, пользоваться орудиями нижнего дека или невозможно, или опасно. В таком случае у фрегата, даже самого большого, для боя остаются только легкие орудия или, что еще хуже, карронады.


Ничего не удивляет. Вспомним " Конститьюшн". Фрегаты больших размеров имеют много преимуществ:1-это позволяет сделать корпус прочнее, а потому устойчивее против артогня,2-разместить большую команду,3-разместить мощную артиллерию. Толщина, прочность корпуса и мачт, этим он не уступал линейным судам.Батареии его располагались выше, чем у того же 74-пушечного агл. корабля, что при качке давало неоспоримые преимущества.


Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Эд
moderator


Рапорт N: 74
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.03.07 10:35. Заголовок: Re:


Румпель пишет:

 цитата:
Ничего не удивляет



Англичане легко парировали наскоки суперфрегатов США, срезав несколко своих ЛК, President был захвачен, а остальные заперты в портах.
Французский Genereux 74 без особого труда захватил Leaner 54, не уступавший по вооружению суперфрегатам США.
Вообше, ч имел в виду сражения, а не крейсерскую войну, которую в ту эпоху (1812-14) Англия пресекала довольно легко.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Румпель



Рапорт N: 34
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.03.07 11:23. Заголовок: Re:


Конечно, главное это экипаж.Англичане брали количеством + первоклассным офицерским корпусом. Но все же струхнула "Владычица морей"(какой позор!), если издала указ запрещавший англ. 38-пушечникам вступать в бой с 44-пушечниками янки.

Эд пишет:

 цитата:
Вообше, ч имел в виду сражения, а не крейсерскую войну


Но ведь именно этот тип фрегатов определялся не только как океанский, но и ЛИНЕЙНЫЙ.

grosse пишет:

 цитата:
И если уж была в наличии сплошная верхняя палуба, и на нее удавалось поставить орудия, то и ставили.


Мне кажется, что все должно было зависеть от того какая конкретная задача стояла перед фрегатом. На того же американца можно было взгромоздить 54 орудия, при желании поставив вдоль всей верхней палубы, т. к. шкафут был в два раза длиннее, чем на обычном фрегате. Однако орудия на шкафуте обычно на ставили,т. к. это снижало ходовые качества судна, но зато это свойство можно было бы использовать при бое в линии или отражении атаки, стоя на якоре в порту.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Эд
moderator


Рапорт N: 76
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.03.07 11:37. Заголовок: Re:


Румпель пишет:

 цитата:
ЛИНЕЙНЫЙ.



После 1815 г. Франция (имевшая тогда гораздо больше ресурсов, чем США) построила серию крупных 50-60-пуш. ФР, но даже самые большие из них, кстати, сильнее вооруженные, чем Constitution, (с 30-фунт. № 1 пушками, как на ЛК), а также и срезанные 58-пушечники (с 36-фунт. длинными) предназначались только для крейсерской войны. Имелись веские причины не выпускать их против ЛК. Кстати, суперфрегаты США были очень дороги, примерно в полтора раза дороже англ. 74-пуш. ЛК. Мне они чем-то напоминают суперкрейсера 1930-х гг. (Alaska и проекты). Аляски в седнем стоили по 74 млн долл., а Саут Дакоты - по 77 млн.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Румпель



Рапорт N: 36
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.07 09:41. Заголовок: Re:


Эд пишет:

 цитата:
Имелись веские причины не выпускать их против ЛК


Это какие же?

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Эдд



Рапорт N: 1
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.07 16:42. Заголовок: Re:


Румпель пишет:

 цитата:
Это какие же?



При Абукире Сомарез одним залпом отправил на дно фрегат La Serieuse, который "имел наглость" стрелять по нему. Кроме шведов, известен всего один случац, когда фрегат (голландский срезанный 64-пуш.) был поставлен в линию баталии (Кампердаун) по причине "нужды" (как и у шведов). Ушаковские "линейные" фрегаты были назначены таковыми приказом свыше по причине нехватки ЛК и только на время войны с Турцией, сразу после войны их велено было именовать просто "фрегатами". Однодечные фрегаты не годились для линейного боя, и уж конечно строить их для этой цели никому не приходило в голову.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Агриппа
Лейтинантъ


Рапорт N: 226
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.07 18:19. Заголовок: Re:


Эдд пишет:

 цитата:
Однодечные фрегаты не годились для линейного боя, и уж конечно строить их для этой цели никому не приходило в голову.


Не оспаривая тезис, что фрегаты не годились для линейного боя,
хочу заметить, что они зачастую имели превосходство в скорости
и маневренностии над ЛК. При наличии ветра и свободы маневра
они могли с успехом вступать в бой с отдельными ЛК
(вспомните, например, захват "Ретвизана" "Венусом").

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Эдд



Рапорт N: 3
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.07 18:54. Заголовок: Re:


Агриппа пишет:

 цитата:
захват "Ретвизана" "Венусом



В виду подходившего "Изяслава".
Действительно, это бывало так, особенно при качественном превосходстве экипажей; после Трафальгара 4 английских фрегата догнали бежавшие 4 ЛК Дюмануара и задержали их до подхода своих 4 ЛК.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Эд
moderator


Рапорт N: 89
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.03.07 21:30. Заголовок: Re:


Чтбы завершить разговор о "линейных" фрегатах, хотелось бы отметить вот что: расстояние нижнего дека от воды - в лучшем случае фута 3-4-5. насколько мне известно, выше всех сидел Valmy (6'1""), но и в этом случае, уже при свежем ветре, тем более в океане, пользоваться орудиями закрытого дека фреат, пусть и самый крупный, не сможет. В этом случае, со своими оставшимися легкими орудиями и карронадами на открытой палубе он становится легкой добычей любого , пусть и слабого ЛК.

Я никогда нигде не видел в литературе 17, 18 и 19 века о каких-либо попытках разработать такие "линейные" фрегаты (Англия, Франция, Испания). Исключение - шведы и ЧФ в 1789-91, но вскоре после 1791 наши "ушаковские" ФР велено было именовать просто ФР, а шведские имели ведь короткие 24-фунт. пушки, кстати, в кампанию 1808 г. на них стояли 18-фунт. длинные.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Агриппа
Лейтинантъ


Рапорт N: 229
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.04.07 16:38. Заголовок: Re:


Эд пишет:

 цитата:
в океане, пользоваться орудиями закрытого дека фреат, пусть и самый крупный, не сможет.


Я готов с Вами согласиться, если речь будет идти о фрегате на ровном киле
при свежем ветре.
Однако это мне представляется невозможным.
При свежем ветре любой парусный корабль будет иметь заметный крен на
подветренный борт. Полагая ширину фрегата в 42 фута, окажется, что даже
при вполне умеренном крене в 10 градусов, порты наветренного борта
дополнительно поднимутся еще на 3,47 фута. И, принимая исходно Ваши 4 фута,
окажутся выше 7 футов над водой.
Т.о. фроегат сможет использовать в свежую погоду орудия нижнего дека,
заняв подветренную позицию.

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия

© 2002-2006, Форумы ВМИ Rambler's Top100