Автор | Сообщение |
cobra
|
| Лейтинантъ
|
Рапорт N: 6
Корабль: Корвет Опричник
Откуда: Россия, Петропавловск
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 12.09.06 15:08. Заголовок: Как располагались гребцы на веслах древних гребных судов
Давно меня мучает вопрос по типам Римских боевых судов и эволюции их типов... Как сидели гребцы, в куче рядов, или наоборот несколько гребцов на банке, когда вообще стали садить по несколько гребцов на весло?? И как эволюционировали гребные боевые суда с момента Пунических войн до 11-12 века уже нашей эры! А то я толком ничего не нашел, так фигня сплошная.... Типа вот Римская бирем, вот трирема, вот квинкирема, у которой ЯКОБЫ 5 рядов весел, в чем я сомневаяюсь, и там Энеры и гептеры разные, а потом бах и Восточно-римский Дромон. И все. Может есть хорошие источники по Римскому флоту. А так же организация, его подчиненность, личный состав, тактика приминения, использование метательного оружия, и т.д.. Ну так вкратце.... Жду мыслей...........
|
|
|
Новых ответов нет
, стр:
1
2
3
All
[см. все]
|
|
AlexDrozd
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 12
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 12.09.06 15:18. Заголовок: Re:
Вот тут кое что есть Корабли античности Но вообще надо учитывать, что достоверных данных по античным кораблям мало. Находки в основном фрагментарные и при реконструкциях многое приходится "додумывать".
|
|
|
von Echenbach
|
| Лейтинантъ
|
Рапорт N: 29
Корабль: п-фр Владимир
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 12.09.06 20:23. Заголовок: Re:
На бронарме великолепная книга "Age of galleys" J. Morrisson. Хотя и там неясности и спорные вопросы возникают. Особенно по многоярусным кораблям.
|
|
|
von Echenbach
|
| Лейтинантъ
|
Рапорт N: 30
Корабль: п-фр Владимир
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 12.09.06 20:26. Заголовок: Re:
cobra пишет: цитата: | эволюционировали гребные боевые суда с момента Пунических войн до 11-12 века |
| Месяца через 3-4 могу сбросить текст своих предположений на подобную тему, т.к. надо откорректировать. Интересная проблема.
|
|
|
cobra
|
| Лейтинантъ
|
Рапорт N: 8
Корабль: Корвет Опричник
Откуда: Россия, Петропавловск
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 13.09.06 02:45. Заголовок: Re:
von Echenbach пишет: Так вот и я о том же. Меня скажем так новое время особо не интересует. а вот те загадки??? Вот что касается Римского военного флота, что мне неясно... Ну многоярусные корабли, это действительно проблема..... Организация... Как назывались отдельные отряды кораблей, Как они формировались и кому подчинялись. Далее к примеру, кому подчинялись отдельные отряды гребных судов оперировавших на Дунае, Рейне и т.д. И вообще Флот входил в состав легионов(Армии) или как... Вот к примеру корабли базировавшиеся на Александрию, как назывался этот флот. Как они использовались и т.д. Ну так вкратце......
|
|
|
NMD
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 6
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 13.09.06 05:10. Заголовок: Re:
cobra пишет: цитата: | Как назывались отдельные отряды кораблей |
| Classis cobra пишет: цитата: | Как они формировались и кому подчинялись. |
| Были приравнены по статусу к вспомогательным/союзным войскам. Флотами командовали всадники, хотя при Клавдии случались и отпущенники. Классисы обычно были армейского подчинения. Классисом командовал Наварх, кораблями -- триерархи (аналог центуриона). cobra пишет: цитата: | Далее к примеру, кому подчинялись отдельные отряды гребных судов оперировавших на Дунае, Рейне и т.д. |
| Classis Pannonica и Classis Germanica -- речные флотилии равные по статусу морским флотам. Подчинялись соотв. легатам. Кстати, Дунайская флотилия была "Имени Веспасиана"... Понятно за что... cobra пишет: цитата: | Вот к примеру корабли базировавшиеся на Александрию, как назывался этот флот. |
| Classis Augusta Alexandria -- "Имени Августа", почётное название за то же самое -- поддержали в своё время Веспасиана, из Л.С. флотилии он даже смог сформировать аж легион. Александрийский флот занимался в основном охраной морского пути от Александрии до Родоса кажется, с передачей конвоев Равеннскому и Минезисскому флотам.
|
|
|
cobra
|
| Лейтинантъ
|
Рапорт N: 9
Корабль: Корвет Опричник
Откуда: Россия, Петропавловск
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 13.09.06 07:58. Заголовок: Re:
NMD Ув.НМД, мне ничего из этого не попадалось, а есть где это все прочитать??? Может в электронном виде что есть??? С уважением.....
|
|
|
NMD
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 7
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 13.09.06 08:26. Заголовок: Re:
|
|
|
Иван Ермаков
|
| Боцманъ
|
Рапорт N: 1
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 13.09.06 08:54. Заголовок: Re:
|
|
|
cobra
|
| Лейтинантъ
|
Рапорт N: 10
Корабль: Корвет Опричник
Откуда: Россия, Петропавловск
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 13.09.06 09:29. Заголовок: Re:
Иван Ермаков пишет: цитата: | автор выдвинул совершенно верное мнение что единственный вариант это количество гребцов на одном весле, тогда возможны даже децеремы. |
| Так и я так думаю, невелик хоть мой гребной опыт, но на 6-весельном яле я ходил, и то у меня вопрос был, даже для триеры, как они умудрялись тремя рядами грести, с практическоцй точки зрения....... Да и проще было сразу 2 гребца на весло посадить чем несколько рядов их городить..............
|
|
|
NMD
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 9
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 13.09.06 09:34. Заголовок: Re:
Иван Ермаков пишет: Фоменковец, к сожалению... А я уж обрадовался... Иван Ермаков пишет: цитата: | выдвинул совершенно верное мнение что единственный вариант это количество гребцов на одном весле, тогда возможны даже децеремы. |
| "Именно так и бы-ла устроена гребля на реальных средневековых галерах – до 10 гребцов на весло на круп-ных галеасах." -- я представил себе "рабочий ход" этого десятого гребца и читать как-то сразу расхотелось... А ещё как он красиво и нагло врёт о т.н. "сайте "Морская Археология""... Да про корабли озера Неми... Аж до слезы прошибил... Интересно, он колонну Траяна тоже будет отрицать?
|
|
|
AlexDrozd
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 13
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 13.09.06 09:48. Заголовок: Re:
Иван Ермаков пишет: цитата: | автор выдвинул совершенно верное мнение что единственный вариант это количество гребцов на одном весле, тогда возможны даже децеремы. |
| Разместить десять гребцов для работы с одним веслом тоже проблематично. Эти числительные могли означать какие-то другие конструктивные особености судов. Факт налицо - имеется работоспособная конструкция судна с тремя рядами весел. Опровержения автора основаны на том, что мы точно не знаем, как были устроены триеры/триремы. Так почему он так уверен, что они были устроены не как "Олимпия" ? Кстати "военный корабль" с озера Неми, как и второе судно оттуда - плавучий бордель Калигулы
|
|
|
|
AlexDrozd
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 14
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 13.09.06 10:07. Заголовок: Re:
cobra пишет: цитата: | Да и проще было сразу 2 гребца на весло посадить чем несколько рядов их городить |
| Это как сказать. Для увеличения числа гребцов на весло надо его сделать более длинным и тяжелым. Тут на самом деле важна конструкция набора античных военных кораблей, о которой мы толком ничего не знаем.
|
|
|
NMD
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 10
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 13.09.06 10:08. Заголовок: Re:
AlexDrozd пишет: цитата: | Кстати "военный корабль" с озера Неми, как и второе судно оттуда - плавучий бордель Калигулы |
| Если придраться, то один -- плавучий дворец, другой -- плавучий храм Артемиды... Но Вы в принципе правы, Калигула мог всё что угодно превратить в бордель. Просто приколола манера Красной Крысы -- придумать несуществующую ссылку и тут же её опровергать, причём по-идиотски...
|
|
|
AlexDrozd
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 15
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 13.09.06 11:13. Заголовок: Re:
NMD пишет: цитата: | Если придраться, то один -- плавучий дворец, другой -- плавучий храм Артемиды |
| Я античнстью вообще и кораблями в частности, а так же подводной археологией увлекался лет 25 назад, многое подзабыл В литературе их обычно называли "увеселительными судами/лодками". В любом случае, никакого отношения к военным кораблям они не имели.
|
|
|
NMD
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 11
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 13.09.06 11:17. Заголовок: Re:
AlexDrozd пишет: цитата: | В литературе их обычно называли "увеселительными судами/лодками". В любом случае, никакого отношения к военным кораблям они не имели. |
| И не думал спорить... Просто последнее время Хистори и Дискавери как сказились -- все уши этими кораблями прожужжали... А военными кораблями эти суда мог обозвать только...новохроноложец... Особливо, учитывая размеры самого озера...
|
|
|
cobra
|
| Лейтинантъ
|
Рапорт N: 11
Корабль: Корвет Опричник
Откуда: Россия, Петропавловск
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 13.09.06 13:15. Заголовок: Re:
Ну хорошо допостим их три ряда гребцов, но дальше куда? Мне в три то верится - но слабо....
|
|
|
von Echenbach
|
| Лейтинантъ
|
Рапорт N: 33
Корабль: п-фр Владимир
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 13.09.06 20:28. Заголовок: Re:
С.Ю. Горьков Рим и Карфаген Великая морская война М 2003 - диссертация издана в книге, компиляция исторических пит.источников, без особого проникновения в тему.
|
|
|
cobra
|
| Лейтинантъ
|
Рапорт N: 12
Корабль: Корвет Опричник
Откуда: Россия, Петропавловск
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 14.09.06 04:27. Заголовок: Re:
Вообще то даже на колонне забражена бирема(либурна) с 2-мя рядами весел, в шахматном порядке, с этм в принцпе согласен, так это более менее просто грести и управлятся, а потом все равно скорее всего как мне кажется, начали садить по нескольку бойцов на весло... Далее какова мореходность этого агрегата? Кстати в то что и в средне-поздне Римский период гребные корабли передвгались чисто вдоль берега, мне слабо верится. Скорее всего выполнялись переходы морские 3-5 суточные, скорее макс.запас продовольствия и воды. Отсюда вопрос традиционная история говорит что мореходные приборы, аля секстан и компас изобретены в веке 12-13, что так же вызывает у меня большие сомнения... Тем более звезды изучали с незапамятных времен... Так ли это?? Всетаки Римская Империя стояла на достаточно высоком уровне развития. В чем здесь прикол??? Может это было, но в момент крушения ЗРИ, много информации и т.д. было потеряно, а потом стали воссоздавать наново...
|
|
|
Иван Ермаков
|
| Боцманъ
|
Рапорт N: 2
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 14.09.06 07:05. Заголовок: Re:
Олимпия это шедевр. Про стальные канаты читали? Это сам Коули пишет. Вот когда мне покажут остатки фабрики по производству стальных канатов в Афинах я поверю. А что вы сразу про 10 гребцов? большинство галер были с 3 гребцами.
|
|
|
NMD
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 13
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 14.09.06 09:07. Заголовок: Re:
cobra пишет: цитата: | Далее какова мореходность этого агрегата? |
| Дакийские войны -- Дунай и ничего более, т.е. девайс сугубо речной. cobra пишет: цитата: | Кстати в то что и в средне-поздне Римский период гребные корабли передвгались чисто вдоль берега, мне слабо верится. Скорее всего выполнялись переходы морские 3-5 суточные, скорее макс.запас продовольствия и воды. |
| Вполне резонно. Хочеш-нехочеш, а от Крита до Кипра или Александрии придётся идти открытым морем...
|
|
|
NMD
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 14
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 14.09.06 09:10. Заголовок: Re:
Иван Ермаков пишет: цитата: | А что вы сразу про 10 гребцов? |
| Аффтар так первым и написал "можно сажать хоть по 10 гребцов".
|
|
|
|
cobra
|
| Лейтинантъ
|
Рапорт N: 13
Корабль: Classis Misenensis - trireme Liberus Pater
Откуда: Россия, Петропавловск
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 14.09.06 09:33. Заголовок: Re:
NMD пишет: цитата: | Вполне резонно. Хочеш-нехочеш, а от Крита до Кипра или Александрии придётся идти открытым морем... |
| Именно - ходили же как то, может организация была типа Цехов, и информацию такую как лоции, способы определения места по звездам и солнцу передавали из рук в руки под большим секретом. А люди к морю отношения не имевшие, но книги писавшие, понятия об этом не имели..... Тем более насторажвающий факт, карт и лоций морских(1 в.н.э -10 в.н.э.) до наших никаких не дошло, но это как раз не говорит о том что их не было................ Если было развитое мореплавание, то нужно было как описания побережий(лоции) так и карты.... Тем более как говорит ув.НМД и я с ним согласен по любому были морские маршруты, даже взять хотя бы период Пунических войн. И хотя там морской отрезок сравнительно невелк, но все равно это несколькосуточный переход от Сицилии к Африканскому побережью и ну и т.д.
|
|
|
Kaiser_Wilhelm_II
|
| Боцманъ
|
Рапорт N: 5
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 14.09.06 09:55. Заголовок: Re:
Тема, как мне кажется, не в том разделе.
|
|
|
Ingles
|
| Лейтинантъ
|
Рапорт N: 46
Корабль: фрегат Аврора
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 14.09.06 09:59. Заголовок: Re:
По солнцу и звёздам направление определять не так сложно (по солнцу приходилось в реале), так что вполне себе плавали. Дома уточню, читал про Пифия/Пилия или близко к этому, который в арктические (!) моря плавал - есть описания сплошного льда в океане, но столь дальние плавания, разумеется, исключение.
|
|
|
cobra
|
| Лейтинантъ
|
Рапорт N: 14
Корабль: Classis Misenensis - trireme Liberus Pater
Откуда: Россия, Петропавловск
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 14.09.06 11:30. Заголовок: Re:
По солнцу берешь высоту, через час еще раз, вот две линии положения уже есть... Ну и по звездам, высоты звезд снимаешь дальше в таблицы, правда давно это было, в 1992 г. в последний раз по солнцу и звездам определял место судна(на практике ),кстати ничего такого сложного принцпально в секстане нет.... Просто измеритель высоты...................
|
|
|
cobra
|
| Лейтинантъ
|
Рапорт N: 15
Корабль: Classis Misenensis - trireme Liberus Pater
Откуда: Россия, Петропавловск
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 14.09.06 11:32. Заголовок: Re:
Ingles пишет: цитата: | есть описания сплошного льда в океане, |
| Енто не показатель, может он у норвежского берега шарилсся, ли в балтике зимой....... Кстати и климат планеты мог отличатся.........
|
|
|
Агриппа
|
| |
Не зарегистрирован
|
|
Отправлено: 14.09.06 11:44. Заголовок: Re:
Иван Ермаков пишет: цитата: | Олимпия это шедевр. Про стальные канаты читали? Это сам Коули пишет. Вот когда мне покажут остатки фабрики по производству стальных канатов в Афинах я поверю. |
| Замечательная критика! В духе критиков Хейердала - "плавание на Кон-Тики ничего не стоит, т.к. на плоту использовались канистры для воды". Как говорил Жванецкий - можно еще попросить предьявить документы". А если серьезно: 1).В Афинах, по-видимому, не было стальных канатов (хотя этого еще никто и нигде не доказал), но был огромный опыт постройки подобных судов. Естественно, при реконструкции вряд ли удастся сразу вскрыть все технологические приемы и секреты. Вот тут то и появляются стальные канаты - как мера незнания тех или иных моментов. 2). Даже если бы Олимпия была целиком выполнена из металла - что это доказывает? То, что технология постройки античных гребных судов не раскрыта до конца. Однако ее ходовые испытания продемонстрировали возможность размещения гребцов в три яруса, при котором каждый гребец гребет одним веслом. Можно до хрипоты спорить, так или не так было на античных судах, но одно ясно - такое было возможно.
|
|
|
гардемарин Гайдукъ
|
| Капитанъ-командоръ
|
Рапорт N: 52
Корабль: шнява Эвропа
Откуда: Российская Империя, Санктъ Петербурхъ
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 14.09.06 13:49. Заголовок: Re:
|
|
|
cobra
|
| Лейтинантъ
|
Рапорт N: 16
Корабль: Classis Misenensis - trireme Liberus Pater
Откуда: Россия, Петропавловск
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 14.09.06 15:01. Заголовок: Re:
гардемарин Гайдукъ Ну это ж детскй сад. На Икс-легио все это тож выложено. Яеще когда в школе учился эти открытки помню........
|
|
|
cobra
|
| Лейтинантъ
|
Рапорт N: 17
Корабль: Classis Misenensis - trireme Liberus Pater
Откуда: Россия, Петропавловск
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 14.09.06 15:03. Заголовок: Re:
Агриппа Хорошо с Триерой убедили, а квинкирема, это пять рядов весел???
|
|
|
cobra
|
| Лейтинантъ
|
Рапорт N: 18
Корабль: Classis Misenensis - trireme Liberus Pater
Откуда: Россия, Петропавловск
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 14.09.06 15:06. Заголовок: Re:
Да и примитивизм, как то меня настораживает, может в 6 веке д.н.э. и ходили под бережком вытаскивая свою галеру на ночь. Но в средне римский период, я так думаю теже Триремы совершали 5-6 суточные переходы, не в виду берега ефстественно........
|
|
|
|
гардемарин Гайдукъ
|
| Капитанъ-командоръ
|
Рапорт N: 53
Корабль: шнява Эвропа
Откуда: Российская Империя, Санктъ Петербурхъ
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 14.09.06 15:32. Заголовок: Re:
cobra пишет: цитата: | Да и примитивизм, как то меня настораживает |
| В чем примитивизм. Суда викингов в гораздо поздние времена были по устройству не сложней, а в полный рост совершали переходы в Исландию и Гренландию.
|
|
|
AlexDrozd
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 17
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 14.09.06 15:47. Заголовок: Re:
гардемарин Гайдукъ пишет: цитата: | Суда викингов в гораздо поздние времена были по устройству не сложней, а в полный рост совершали переходы в Исландию и Гренландию. |
| Суда викингов ближе к небольшим "универсальным" военно-торгово-пиратским судам Средиземноморья. Как, например, "Арго". Более современный аналог - казацкие "чайки". Они имели лучшую мореходность по сравнению с триерами/галерами, а сравнительно небольшие размеры позволяли при необходимости если не вытаскивать на берег, то укрываться в крохотных бухточках. cobra пишет: цитата: | Триремы совершали 5-6 суточные переходы, не в виду берега ефстественно........ |
| Это надо проанализировать боестолкновения античных флотов, кто куда ходил. Подозреваю, что все же придерживались берегов, как и гребные флоты средневековых средиземноморских государств. В отличии от тех же дракаров, галера не могла расчитывать на успешный дрейф в штормовом море.
|
|
|
AlexDrozd
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 18
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 14.09.06 15:53. Заголовок: Re:
|
|
|
Агриппа
|
| |
Не зарегистрирован
|
|
Отправлено: 14.09.06 16:04. Заголовок: Re:
cobra пишет: цитата: | Хорошо с Триерой убедили, а квинкирема, это пять рядов весел??? |
| Думаю, что нет. Скорее всего, более "многоярусные" суда - это как раз и есть добавление дополнительных гребцов на какие-либо из рядов весел, которые становились длиннее. Пентера, возможно, имела 3 ряда весел, но на каждом весле 2-х верхних ярусов было по 2 гребца + 1 гребец на весло нижнего яруса.
|
|
|
Агриппа
|
| |
Не зарегистрирован
|
|
Отправлено: 14.09.06 16:18. Заголовок: Re:
AlexDrozd пишет: цитата: | В отличии от тех же дракаров, галера не могла расчитывать на успешный дрейф в штормовом море. |
| Присоединяюсь. Кроме того, суда викингов могли лавировать. О том, что боевые античные суда могли лавировать, мне читать не приходилось ничего. О лавировке греческих торговых судов встречал упоминание один раз очень давно в какой-то детской художественной книжке (в которую как-то слабо верится).
|
|
|
cobra
|
| Лейтинантъ
|
Рапорт N: 19
Корабль: Classis Misenensis - trireme Liberus Pater
Откуда: Россия, Петропавловск
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 14.09.06 16:26. Заголовок: Re:
Агриппа пишет: цитата: | Пентера, возможно, имела 3 ряда весел, но на каждом весле 2-х верхних ярусов было по 2 гребца + 1 гребец на весло нижнего яруса. |
| Это ближе к истине Агриппа пишет: цитата: | Кроме того, суда викингов могли лавировать. О том, что боевые античные суда могли лавировать, мне читать не приходилось ничего. |
|
стине...... Викинги, более поздние, а по античным флотам информации мало. Но еще раз античность+раннее средневековье слишком велик период. И то что верно по отношению к Античным судам, вовсе может не быть верным по отношению к судам РИ I-II века н.э. к приммеру...............
|
|
|
Агриппа
|
| |
Не зарегистрирован
|
|
Отправлено: 14.09.06 16:42. Заголовок: Re:
cobra пишет: цитата: | то что верно по отношению к Античным судам, вовсе может не быть верным по отношению к судам РИ I-II века н.э. |
| Извините за придирку к формулировке, но мне казалось, что I-IIIвека н.э. это тоже "античный период". Что же касается различий флотов - мне кажется дело не в датах, а в появлении судов новых типов. В этом отношении римский флот II в.н.э. не сильно отличался от флота IIIв.до н.э.
|
|
|
AlexDrozd
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 19
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 14.09.06 16:57. Заголовок: Re:
Агриппа пишет: цитата: | Кроме того, суда викингов могли лавировать. О том, что боевые античные суда могли лавировать, мне читать не приходилось ничего. О лавировке греческих торговых судов встречал упоминание один раз очень давно в какой-то детской художественной книжке (в которую как-то слабо верится). |
| Вот что у Гончарова про лавировку: "Примитивная, на первый взгляд, парусная оснастка и отсутствие фальшкиля вызывают у некоторых исследователей сомнения по поводу возможности древних судов лавировать против ветра (Mauny R. Le Periple d’Hannon, un faux celebre. Arhaeologia, P., 1970, XXXVII, p.76-80). «Имеются, однако, несомненные свидетельства, заставляющие утверждать обратное. Так, Лукиан в диалоге «Корабль» говорит о корабельщиках, которые прибыли в Пирей, лавируя против встречного пассатного ветра. О плавании против ветра упоминает и Плиний » (Плиний Старший, II, 128) (23). Эксперимент, проведенный на копии древнегреческой диеры «Ивлия», доказал возможность судна идти в полветра – галфвинд"
|
|
|
cobra
|
| Лейтинантъ
|
Рапорт N: 20
Корабль: Classis Misenensis - trireme Liberus Pater
Откуда: Россия, Петропавловск
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 14.09.06 18:11. Заголовок: Re:
А может все же большую часть времени гребные античные и ранне-средневековые суда шли всетаки под парусами...... А весла для боя.........
|
|
|
Новых ответов нет
, стр:
1
2
3
All
[см. все]
|
|