Автор | Сообщение |
Dreik
|
| |
Рапорт N: 62
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 21.07.07 20:27. Заголовок: Флот Речи Посполитой
Копаясь в инете нашел чертежи кораблей Vodnik и Zmok. Есть ли где нибудь данные по другим кораблям Речи Посполитой и были ли какие-либо бои с их участием, в частности интересует период Тридцатилетней войны? И еще технический вопрос: как в сообщение вставлять картинку?
| |
|
Ответов - 240
, стр:
1
2
3
4
5
6
All
[только новые]
|
|
Wodnik
|
| |
Рапорт N: 8
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 14.12.07 00:15. Заголовок: Dreik пишет: что в ..
Dreik пишет: цитата: | что в 17-м веке одна из прибалтийских стран имела колонию в Карибском море. |
|
Знаю только о колониях Курляндии. Сейчас под рукой нет этого материала, но помню была колония в зап. африке, это точно. В Карибах вроде(?) но врать не буду. Был там такой талантливый в делах морских герцог Яков, бил шведский флот, Курляндия строила при нём, чуть ли не первый на Балтике 100-пушечный корабль. Шведы взяли Виндаву с суши, спустя короткое время в состав шведского флота вступил первый 100-пушечный корабль "Яблоко страны". После смерти Якова дела морские угасли, колонии потеряли.
| |
|
Wodnik
|
| |
Рапорт N: 9
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 14.12.07 00:32. Заголовок: Dreik пишет: 17-м в..
Dreik пишет: цитата: | 17-м веке одна из прибалтийских стран имела колонию в Карибском море. |
| Знаю про колонии Курляндии. Сейчас материала под рукой нет, на память помню - была колония в зап африке точно, в Карибах вроде(?) но врать не буду. Был там такой герцог Яков, при нём Курляндия имела сильный флот, била на море шведов. Строила первый на Балтике 100-пушечный корабль. После взятия шведами Виндавы с суши, спустя короткое время в состав шведского королевского флота вступил первый 100-пушечный корабль "Яблоко страны". После смерти Якова морские дела угасли, колонии потеряли.
| |
|
Эд
|
| moderator
|
Рапорт N: 373
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 14.12.07 09:54. Заголовок: Dreik пишет: в 17-м..
Dreik пишет: цитата: | в 17-м веке одна из прибалтийских стран имела колонию в Карибском море |
| Дания и Швеция в 17-18 вв. в разное время имели свои, правда, не колонии, а небольшие торговые фактории в Вест-Индии, Западной Африке и Индии. Обычно они были на зеле, арендованной у местных властей (которые их, временами, оттуда выгоняли). Для создания колоний была необходима постоянная подпитка людскими и материальными ресурсами (с учетом убийственного для европейцев местного климата), это могли делать (но не всегда) Ндерланды, Англия и Франция, но для Дании и Швеции такое было не под силу. Что-то было и у Курляндии, но меньших масштабов. Эд пишет: цитата: | Спрошу еще одного историка из Гданьска, может, он что-нибудь знает. |
| Получил от него ответ. (Это - известный польский историк, модератор на польском флотском сайте по парусному периоду). По его словам, средства на польские корабли 1627 г. шли из личной (негосударственной) королевской казны, частично - из бюджета рата (городского совета) Данцига и от некоторых польских вельмож. Некоторые суда были построены в Данциге и Пуке (Puck), но, в основном, были зафрахтованы, из них многие - голландские торговые, бывшие в то время в Данциге и вооруженные там.
| |
|
Эд
|
| moderator
|
Рапорт N: 374
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 14.12.07 10:23. Заголовок: Wodnik пишет: Курля..
Wodnik пишет: цитата: | Курляндия строила при нём, чуть ли не первый на Балтике 100-пушечный корабль. Шведы взяли Виндаву с суши, спустя короткое время в состав шведского флота вступил первый 100-пушечный корабль "Яблоко страны". |
| Относительно курляндского флота. В одном из №№ «Судостроения» была статья одного прибалта о нем, о 80- и 100-пушечных кораблях. На сайте http://sailingwarships.com/ есть его список, но без размеров и вообще без каких-либо подробностей. Получается, что Курляндия (на мелководной Балтике) обогнала весь прочий мир, только у Англии к тому времени были 2-дечники Sovereign100 и Naseby 80. Что более, чем сомнительно. Относительно «Яблока страны», это буквальный перевод со шведского Riksapplet, т.е. – Государственная Держава, та самая, которую короли (и цари) держали в левой руке (а в правой – скипетр, у шведов – меч – Svardet), еще король шведов чем-то держал Nyckeln – Ключ. Отсюда и шведские корабли имели такое названия + Kronan – Корона. В работе шведа Zettersten о шведском флоте того периода приведен подробный список всех шведских кораблей 1635-1680, там два Riksapplet'a: 1) 66-74п, 1645-59 (шведской постройки) 2) 86-90п, построен Шелдоном в 1660-63, (который построил и знаменитый Stora Kronan 124-128п), утонул 5.06.1676, кстати, трехдечником не был, таковым тогда был только Stora Kronan. В Курляндии был очень хороший дуб, шведы его использовали (возможно, отсюда и эта легенда). Кстати, наш Ретвизан (1855) был тоже построен из курляндского дуба и служил дольше всех – до 1880 г.
| |
|
Эд
|
| moderator
|
Рапорт N: 375
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 14.12.07 11:38. Заголовок: О курляндских колони..
О курляндских колониях: Это касалось, в основном, о. Тобаго в Вест-Индии. 1-е попытки были неудачными - в 1637, 1639, 1642 (прибыли 300 колонистов, но их выгнали индейцы). В 1651 г. основана колония в западной Африке на р. Гамбия. В 1657 г. 120 семей прибыли на Тобаго. У голландцев здесь было уже 1200 человек, у французов - 500. После Северной войны 1658-60 на Тобаго прибыли еще 296 семей (построили форт Якоб и протестантскую кирху), но в 1666 г. они все уехали, видимо,из-за пиратских набегов. В 1668 - попытка вернуться и возвратить себе форт Якоб, но были отбиты голландцами. 1680 - новая попытка возврата. Но после смерти герцога Якоба Кеттлера в 1682 г. в 1683-86 гг - поселенцы стали покидать остров, в 1689 продана собственность Курляндии на Тобаго и в 1690 - полная ликвидация, хотя губернаторов Тобаго продлжали назначать до 1795 г. О курляндском флоте: если он был столь могуч, почему же не помог своему герцогу Якобу (был в плену у шведов в 1658-60 гг.) и союзной Дании, едва не ставшей шведской вотчиной в 1658-60 и отчаянно сражавшейся за выживание со шведами? Датчан спас флот, но не курляндский, а голландский.
| |
|
Wodnik
|
| |
Рапорт N: 10
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 14.12.07 12:36. Заголовок: Я подумал, раз Данци..
Я подумал, раз Данциг был блокирован шведским флотом, любой приход извне должен был сопровождаться прорывом - боем. Поскольку в 1622-1626 гг. боевых столкновений не было, следы надо искать только "дома". К тому же вопрос финансирования мы выяснили. Пинки. Сразу уточним что нельзя путать пинки и пинассы, англоязычные и некачественно переведённые издания этим грешат. У Речи Посполитой было три пинки. 1. "Жолты лев"- аксиома, 1622г. 2."Арко Ноего" - тут я затупил, сразу не въехал, это же ноев ковчег, вполне понятно для католиков. Отсутствие даты постройки, говорит о том что корабль мобилизованный торговый. 3."Панна водна". Предположив, что языческое название странно для католиков, я ориентировался на испанцев. У них все корабли названы именами святых. Видно для католиков-славян это не так. Если "Водник" это аксиома, то и "Панна водна" тоже понятна. Галеоны. 1."Водник" - 1623г. 2."Кроль Давид". Давид - персонаж Ветхого Завета, был-ли он королём я не знаю. Сейчас почти в каждом доме есть том Нового Завета, а вот с Ветхим ... 3."Святый Ежи". Св. Георгий это ясно. 4."Литаячи Хелен". Что за такой ангел - Елена, не слышал, не знаю, но видно из той же оперы. Флейты. К ним я уже обращался, добавлю немного по артиллерии. В версии Станислава Катцера у "Чарны Крук" десять пушек. По смыслу 2-х фунтовых. В представленных списках говорится о 14. Полагаю "недостающая" артиллерия 4 палубных 1-фн. фальконета на вертлюгах. Абордажное оружие - лишний раз подчёркивает мою версию. Думаю результат наших поисков вполне приемлем и удачен. По поводу Курляндии, о 100-пушечном спорить не буду. Я этот вопрос не прорабатывал, так "за что купил за то и продал", а вот по поводу колонии уточнил - была небольшая на Тобаго.
| |
|
Эд
|
| moderator
|
Рапорт N: 376
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 14.12.07 14:06. Заголовок: Wodnik пишет: ."..
Wodnik пишет: Был. По-нашему - царем. Названия - "Король (царь) Соломон", "Царь Давид" - довольно типичны для английских, голландских и ганзейских торговых судов. Видимо, многие из остальных - также перевод названий голландских или ганзейских судов. Wodnik пишет: ? В разное время лучшими моряками считались разные народы. В 17 веке таковыми были голландцы, к концу 17 века их обошли англичане, но тогда же французы обогнали и тех, и других, правда, на короткое время, после 1713 г. Royal navy стал наращивать не только количественное, но и качаственное превосходство, которое еще более увеличилось после 1793 г. и оставалось таковым до конца эпохи парусного флота, только в ПМВ у него появился достойный соперник - германский флот.
| |
|
Wodnik
|
| |
Рапорт N: 11
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 14.12.07 18:20. Заголовок: По поводу германског..
По поводу германского я и имел ввиду 20 в., поразительно - небольшим числом кораблей "ставят на уши" огромный Гранд флит. Девиз: "Активность,Активность ещё раз Активность." Нам бы так в 1904. Я у тебя вот чего хотел спросить, не сможешьпоинтересоваться у этого поляка, не попадались в польской печати или журнальной прессе публикации каких- нибудь архивных документов касаемых постройки или покупки кораблей в 1622-1626 гг., могущих подсказать какой корабль построен Речью, какой куплен. А если чего попало в Инет и можно посмотреть, вовсе милое дело. Потому как по списку видно что основные пополнения происходили дважды, в 23 и 26 гг. Видимо это связано со вступлением в строй "своих" кораблей, а на "радости вдогонку" прикупали ещё пару-тройку. Ну в 26 по понятной причине прирост побольше. По таким случайным и отрывистым данным с грандиозным петровским строительством потихоньку разбираются, а по небольшому флотуРечи они уже наверно разобрались.
| |
|
Олег
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 217
Корабль: De Zeven Provincien
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 14.12.07 19:25. Заголовок: А есть данные, было ..
А есть данные, было что-нибудь у Польши и Пруссии в 18 веке?
| |
|
Эд
|
| moderator
|
Рапорт N: 377
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 14.12.07 20:48. Заголовок: Wodnik пишет: постр..
Wodnik пишет: цитата: | постройки или покупки кораблей в 1622-1626 гг |
| Я просмотрел все, что было на польских сайтах по этому периорду. Такое впечатление, что всем этим занимались не поляки, польские были только деньги (как и с корсарами Ивана Грозного). В Данциге заправляли немецкие купцы (польские паны привозили туда зерно), скорее всего все суда (и моряки)были голландские, датские или ганзейские. Даже сда, построенные в Данциге едва ли могли считаться польскими. Поляки их нанимали и только. Отсюда ясен и небольшой интерес к этому в Польше. Курляндия ведь тоже была в вассальной зависимости от Польши, но это же не польский флот. Олег пишет: цитата: | есть данные, было что-нибудь у Польши и Пруссии в 18 веке? |
| Про поляков ничего не видел. У пруссаков в 1759 г. в Штеттине была флотилия, которую атаковал шведский адм. Рутеншпар с 4 галерами, 4 полуналерами, 1 бомбардой, 3 шлюпами, 14 шлюпками. Прусские: 4-14-пуш. галиота, 4 галеры (2-11, 2-10пушек), 5 шлюпок. Пруссаки были разгромлены и потеряли все суда (600 пленных),потери шведов - 13 уб., 21 ран. У меня есть названия этих судов.
| |
|
Wodnik
|
| |
Рапорт N: 12
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 14.12.07 21:15. Заголовок: Эд, не посмотриш у А..
Эд, не посмотриш у Андерсона по поводу тех походов Брандербургских фрегатов в 80-е гг. это что, сильно опоздавший отголосок Тридцатилетней войны или банальное государственное пиратство? Андерсон по этому поводу что-нибудь говорит?
| |
|
|
Эд
|
| moderator
|
Рапорт N: 378
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 14.12.07 22:10. Заголовок: Андерсон у меня в ви..
Андерсон у меня в виде микрофильма, читать негде. Но здесь дело вот в чем: конечно же, не пиратство. В войну 1675-79 гг. курфюрст был на стороне Дании против Швеции. Но вмешался Людовик, и Дания со Швецией, несмотря на свои победы, ничего не получили. Вскоре нажим датчан на германские города привел их к конфликту с Голландией, в 1683 - даже балтийский кризис, голандцы послали флот на помощь уже шведам, а французы - на подмогу датчанам. Курфюрст же сблизился с Людовиком. Тот как раз очень нажимал на Испанию: в 1680-е гг. - сплошные конфликты Франци с Испанией, французы постоянно захватывали испанские корабли и галеоны, блокировали их порты (вплоть до бомбардировок), Людовик бил, кого хотел (на Средиземном море), в общем, как сейчас США делают, что хотят. Курфюрст быстренько увеличил флот, нанял голандцев и датчан, заявил о поодержке Людовика, предъявил Испании какие-то претензии и - вперед на нее. Правда, без особого успеха.
| |
|
Эд
|
| moderator
|
Рапорт N: 379
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 14.12.07 22:49. Заголовок: У меня сейчас нет сл..
У меня сейчас нет словаря. Europäisches Aufsehen erregte ein Vorstoß brandenburgischer Schiffe gegen Spanien 1680, um Subsidiengelder aus vorhergegangenen Kriegen einzutreiben. Hierbei wurde das spanische Schiff „Karolus Secundus“ als Prise aufgebracht.
| |
|
Wodnik
|
| |
Рапорт N: 13
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 14.12.07 23:16. Заголовок: Эд пишет: Отсюда яс..
Эд пишет: цитата: | Отсюда ясен и небольшой интерес к этому в Польше. |
| Действительно, как-то и в голову не приходило! Польша ведь континентальное государство, от морских поставок не зависит. Густаву-Адольфу, если надо, весь восточный берег Балтики открыт для связи с метрополией(а она по большому счёту и не нужна, в смысле для снабжения). Бороться за господство на Балтике и не к чему. По видимому, создание флота это лишь личная амбиция Сигизмунда - шведа , а заинтересован только Данциг. Блокада бьёт только ему по голове( и без того больной). Непонятно только, зачем Густаву-Адольфу "второй фронт" с моря в районе Данцига, у него целая армия с мая на восточных границах Речи, и думает он уже о перемирии после ряда тяжёлых неудач и поражений (Псков, война с Данией, Кирхгольм наконец).
| |
|
Эд
|
| moderator
|
Рапорт N: 380
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 15.12.07 09:45. Заголовок: Данциг был богатейши..
Данциг был богатейшим и важнейшим торговым портом на Балтике, куда приходило множество торговых судов, прежде всего голадских, его доходы от торговли были источником важных налоговых поступлений в польскую казну. Поэтому во время всех войн Швеции с Польшей в 17 веке Швеция всегда стремилась, если не захватить, то хотя бы наглухо заблокировать Данциг. То же было и в 1655 г., так что в 1656 голландцам пришлось направить к Данцигу сильный флот, чтоы снять блокаду.
| |
|
Wodnik
|
| |
Рапорт N: 14
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 15.12.07 12:14. Заголовок: Не-е-е-т, тут я дума..
Не-е-е-т, тут я думаю другое. За десятилетие прошедшее с того времени когда молодой Густав-Адольф наполучал оплеух, он из злобного затравленного волчонка, зализывающего раны, превратился в матёрого волка, будущего санитара леса (Европы). Он уже думает о перемирии, оно ему необходимо, уже готов план реорганизации армии. Зделано последнее дело стратегической важности, задел на будущее, аккуратно взят Пиллау. Тут я возвращаюсь с чего началWodnik пишет: цитата: | Зачем в непосредственной близости от Данцига оказался небольшой отряд Королевского флота. |
| но уже в новом контексте. Ответ ты же мне вчера и подсказал. Вся эта возьня с флотом никому не нужна! Тот же Густав-Адольф прекрасно понимает что этот быстросляпанный флот не несёт ему никакой угрозы, но эта война династическая, дерутся два родственника королевских кровейWodnik пишет: цитата: | Видны только морякам свершающим испражнения. Такая форма унижения, подчёркивает ненависть противников в войне. |
| и только они двое в ней заинтересованны - Сигизмунд и Густав-Адольф. В такой драке даже самый умный и осторожный теряет головуWodnik пишет: Этим всё и объясняется. Дальше, получив очередной раз по шапке Густав-Адольф опомнился, благополучно заключил перемирие, провёл знаменитую реорганизацию армии (армия нового типа). Но Пиллау не потребовался, так-как в дело вмешался, правящий тогда всей европейской политикой, кардинал Ришелье и случилось то что случилось. Твоё вчерашнее сообщение, о том что поляки неинтересуются тем флотом, меня сначало нагрузило -почему! А потом всё и объяснило.
| |
|
Wodnik
|
| |
Рапорт N: 15
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 16.12.07 18:51. Заголовок: Поскольку никто не п..
Поскольку никто не проводил исследований по данному вопросу, попробовал на основе таблицы составить вариант хронологии создания флота, на сопоставлении названий и дат. ор.1620г. - сейм выделяет средства на создание флота.(у Речи Посполитой не существовало бюджета и казны как таковой, деньги выделяются магнатами). Закладываются два корабля. 1622г. - построена пинка "Zolty lew"("Жёлтый лев"). Город и Сигизмунд заключают договор о военном флоте. Военно - морское обеспечение Данцига переходит в ведение Короны.Вместе с этим передаются два строящихся корабля - галеон "Wassermolch"("Тритон"), пинка "Wasserjungfer"("Русалка"). 1623г. - построены: галеон "Krol Dawid"("Царь Давид"), галеон "Wodnik", пинка "Panna Wodna". 1625г. - построена пинка "Arka Noego"("Ноев ковчег"). 1626г. - построен галеон "Swiety Jerzy"("Святой Георгий"). Густав-Адольф под воздействием эмоций "ДИНАСТИЧЕСКОЙ" войны, с целью уничтожения флота НЕНАВИСНОГО противника блокирует Данциг. Речи убытка от этого никакого( в силу отсутствия бюджета как-такого), убыток несут Данциг, бюджет которого строится преимущественно на работе порта и Голландия(владелец прав на зерновую торговлю Речи). Данциг продаёт Короне последний военный корабль - галеон "Schonen Helen"("Елена Прекрасная"(троянская)). Корона нанимает, оказавшиеся в Данциге галеоны: "Haffnung"("Надежда"), "Ehrenbezeigung"("Приветствие"),"Sieger"("Победитель"),"Grossgenspenst"("Богоявление"); принадлежность неизвестна(возможно Любек(?)), впрочем они выйдя в море, тут же сдаются шведам(совр. "кидают"). привлекаются торговые корабли (условия неясны (reguisition?) но по смыслу реально "корсарский патент"); флейты: "Schwarzrabe"("Чёрный ворон"), "Lowenweiss"("Белый лев"), "Flame"("Пламя"), "Phonix"("Феникс").
| |
|
Dreik
|
| |
Рапорт N: 225
Корабль: Золотая Лань
Откуда: Флот Ее Величества
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 16.12.07 18:57. Заголовок: Wodnik пишет: "..
Wodnik пишет: Он же Plomien? Wodnik пишет: цитата: | условия неясны (reguisition?) но по смыслу реально "корсарский патент" |
| Не уверен. Реквизиция и выдача корсарского патента - одно и тоже? Если бы это имело место, то и назвали бы по другому. Другое дело, что корабли безусловно сохранили и свои экипажи и командиров.
| |
|
Wodnik
|
| |
Рапорт N: 16
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 16.12.07 20:23. Заголовок: По поводу "Пламя..
По поводу "Пламя", и всех остальных, после долгого осмысления я пришёл к выводу что польское произношение всех названий связано с тем, что эта тема очень мало кого интересует (вследствии характера войны, нулевого влияния на мировую политику и развитие стратегии и тактики морского боя). Если кто и брался за некоторое освещение этой темы( Stanislav Katzer, Marcin Tupcsyski, Michal Duda) то это всё поляки. А если встречаются и не поляки, то обрати внимание на предоставленную нам Эдом шведскую версию, скандинавы и своих-то названий немного приводят ("Солен","Тигерн","Пеликанен"), а из польских лишь одно - "Св. Ежи". Причём, по польски один раз и, по моему дважды, как "Св. Георгий". Я при составлении итоговой работы, да и в процессе, посчитал более правильным использовать названия соответственно принадлежности. а в то время и в том месте назвать торговый флейт "Пломен" было просто некому. По поводу реквизиции. Этот вопрос я тоже обдумывал. Представил себе Данцигскую бухту и запертые в ней корабли: военный флот Речи и множество ( сейчас на вскидку не помню пропускную способность данцигского порта того времени) торговых кораблей. СЛУШАЙ, ТЫ МЕНЯ НА МЫСЛЬ НАТОЛКНУЛ!!! А что если это реакция на "кидалово" галеонов сопровождения. Положим это были галеоны Любека. Сигизмунд, а я полагаю он тогда был там, тут же приказывает своим жолнерам захватить торговые корабли Любека! Вот так уже похоже на логичность происходящего.
| |
|
Dreik
|
| |
Рапорт N: 229
Корабль: Золотая Лань
Откуда: Флот Ее Величества
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 16.12.07 20:51. Заголовок: Wodnik пишет: А что..
Wodnik пишет: цитата: | А что если это реакция на "кидалово" галеонов сопровождения. Положим это были галеоны Любека. Сигизмунд, а я полагаю он тогда был там, тут же приказывает своим жолнерам захватить торговые корабли Любека! Вот так уже похоже на логичность происходящего. |
| Вполне возможно.А ведь интересный способ пополнить свой флот, а чтоб никто не дергался назвать реквизицией.
| |
|
Dreik
|
| |
Рапорт N: 230
Корабль: Золотая Лань
Откуда: Флот Ее Величества
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 16.12.07 20:55. Заголовок: Кстати, вы меня тоже..
Кстати, вы меня тоже на интересное направление натолкнули. У вас есть что-либо о системе конвоев, практиковавшейся на Балтике?
| |
|
|
Эд
|
| moderator
|
Рапорт N: 381
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 16.12.07 23:14. Заголовок: Dreik пишет: о сист..
Dreik пишет: цитата: | о системе конвоев, практиковавшейся на Балтике? |
| Wodnik пишет: цитата: | скандинавы и своих-то названий немного приводят |
| В 17 веке Швеция основные войны на Балтике вела с Данией, в этом случае благодаря близости территорий пр-ков потребности в конвоях при десантировании обычно не было. Что касается Польши и Бранденбурга, то для вымадки десантов в Померании (обычно У Штеттина) и у Данцига привекались значительные силы шведского флота, при этом войска размещались и на самих военных кораблях. Шведы действовали без помех, поскольку у Польши и Бранденбурга флота не было. Об этом есть подробные данные. Так, в 1623 г. в походе к Данцигу Густава Адольфа участвовало 20 шведских кораблей, разделенных на 4 дивизиона по 5 кораблей, построенных "свиньей" (построение шведских кораблей в войнах 1620-50-х гг. - тема отдельного разговора). В 1654 г. 18 кораблей Врангеля перевезли войска в Померанию, 5 других кораблей пошли к Даларё для наблюдения за датчанами. В 1655 г. Карл X Густав высадился с армией у Данцига и Штеттина (с 33 кораблей), Данциг целый год выдерживал тяжелую блокаду, пока в 1656 г. на помощь не пришла голландская .скадра Опдама Вассенаара (42 корабля). События эти изложены довольно подробно. Кроме того, помимо данных о шведском флоте на sailingwarships.com, имеются полные списки всего шведского флота в 1621 и 1632 гг. с вооружением.
| |
|
Wodnik
|
| |
Рапорт N: 17
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 17.12.07 01:08. Заголовок: Я имел ввиду конкрет..
Я имел ввиду конкретный рассказ о конкретном бое. В шведском сайте, в описании битвы в Данцигской бухте имена кораблей в весьма ограниченном количестве, касались этой темы в основном поляки что и объясняет названия только в польском произношении. Пришла в голову ещё одна мысль. Я упорно настаивал на корсарском происхождении флейтов, при этом вынужденно закрывал глаза на их отнюдь не корсарскую пассивность в бою. Теперь могу объяснить это. В бою они были с другими командами и от их корсарской сущности остались только названия. На переименование не было времени, и вообще в той ситуации было не до этого. По поводу построения конвоя, по моему есть что- то у Карла Лёбе, надо посмотреть, и что-то припоминается как раз о "свинье".
| |
|
Эд
|
| moderator
|
Рапорт N: 383
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 17.12.07 18:24. Заголовок: Общее замечание. Я п..
Общее замечание. Я посмотрел шведские работы этого периода: об этом деле под Оливою в 1627 г. там или вообще ничего нет, или же сообщается кратко, мимоходом, для шведов, сражавшихся с флотами голландцев и датчан, это была всего лишь мелкая стычка, к тому же неудачная. После 1620-х гг. шведы за последующие 15-20 лет значительно увеличили свой флот и продолжали его наращивать и совершенствовать и в дальнейшем. Между тем их противник Польша - наоборот, допустила его исчезновение, что было тем более неростительно, что у нее был Данциг с купцами и кораблями, можно было бы рассчитывать и на определенное содействие вассальной Курляндии и Ганзы. Но ни Польша, ни Бранденбург флотом не занимались. Последующие попытки Бранденбурга были уже запоздалыми и незначительными. В результате шведы свбодно высаживали в Польше и Померании целые армии и обеспечивали их снабжение морем. И Польша (по крайней мере Данциг), и Померания (частично), да и Дания были в немалой степени спасены от аннексии Швецией только флотом Нидерландов.
| |
|
Wodnik
|
| |
Рапорт N: 18
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 17.12.07 19:48. Заголовок: Эд пишет: для шведо..
Эд пишет: цитата: | для шведов, сражавшихся с флотами голландцев и датчан, это была всего лишь мелкая стычка, к тому же неудачная. |
| Совершенно-верно, я этим и объясняю польское произношение всех названий. По поводу конвоев. В предметный указатель они не вынесены, приходится или"методом тыка" или полным перелопачиванием, пока безрезультатно. Но в процессе поиска кое-что вспомнил. Пока своими словами, найду - процитирую. Строились в три колонны, среднюю - кильватерную боковые - строем пеленга. При этом, расстояние между хвостовыми кораблями правой и левой колонн могло, в зависимости от числа судов в караване, достигать одной мили. Таким образом создавался строй "свинья". По углам "свиньи" ставились корабли сопровождения, боковые колонны составляли наиболее крупные суда (больше команда - труднее брать на абордаж) и вооружённые торговые корабли (вроде конфискованных Сигизмундом). Самые незащищённые (малого размера, с малочисленной командой, с невысокой скоростью, плохой манёвренностью и т. п.) концентрировались "чем слабее" - тем ближе к голове центральной колонны.
| |
|
Эд
|
| moderator
|
Рапорт N: 384
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 17.12.07 20:55. Заголовок: Ну, для такого конво..
Ну, для такого конвоя потребовалось бы много кораблей, целый флот. В 1623 г. 4 отряда Густава Адольфа (по 5 кораблей) были построены треугольником, самые сильные флагманы - головные, и по 2 пары к хвосту, передние - более сильные, задние - менее. Это был боевой строй, хотя войска были на боевых кораблях. Примерно также строились шведские корабли в 3-х сражениях в 1657-59 гг. - в центре - 2 корабля гуськом, на флангах - по одному, и весь флот построен в виде таких четверок, одна за другой, головные корабли - флагманские. Что-то вроде "тактики адмирала Фурнье" в 1905 г. В ту эпоху все еще полагали, что корабль - это пехотная или кавалерийская единица, и построения кораблей были аналогичны армейским.
| |
|
Wodnik
|
| |
Рапорт N: 19
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 17.12.07 22:11. Заголовок: Это построение торго..
Это построение торгового каравана, тема малоосвещнная. Поднялась, я полагаю, при упоминании конвойных галеонов(предположительно Любекских). К тому времени, у Данцига негоциантство в тяжёлом положении, поэтому у него, видно, всего один действующий конвойный галеон - "Schonen Helen", и один передан строящимся вместе с пинкой: "Wassermolch" и "Wasserjungfer". Наиболее крупные конвои собирались на ярмарки, а обычные составляли один-два десятка кораблей. У конвойного корабля была, возможно, определённая "зона" действия. По этому поводу убедительно сказать не могу, тема и освещена и изучена мало. Предшественники конвойных кораблей - ганзейские "фредкогги".
| |
|
Эд
|
| moderator
|
Рапорт N: 385
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 17.12.07 22:27. Заголовок: Данциг и ганзейские ..
Данциг и ганзейские города могли организовывать какие-либо конвои только ра Балтике. Еще были "братья-продовольственники", снабжавшие осажденные города припасами с моря. Но при дальних вояжах была необходима чья-либо помощь, особенно, в период морских войн (Англия, Нидерланды, Франция). Отмечено довольно много ганзейских кораблей в составе Смирнского конвоя 1690 г. (всех торговых было 536), при разгроме французами Смирнского конвоя в 1693 г. пострадали особенно сильно ганзейские торговые суда. Смирнские конвои эскортировали англ-голландские эскадры, за что они взимали с купцов немалые сборы, так что некоторые предпочитали пускаться в плавание в одиночку (это было и быстрее, т.к. не надо было ждать, пока все соберутся), но и весьма рискованно, французские приватиры в войнах 1689-1698 и 1702-1713 гг. захватывали торговые суда пр-ка и нейтралов даже не сотнями, а тысячами.
| |
|
Wodnik
|
| |
Рапорт N: 20
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 18.12.07 18:11. Заголовок: Тема торгового морех..
Тема торгового мореходства (не в военное, мирное время ), как я уже говорил, изучена и освещена очень мало, я сейчас стараюсь собрать как можно больше по этому поводу и неким образом систематезировать. Тут тоже много разных, на первый взгляд, незаметных тонкостей. У меня вот какое предложение: по этому вопросу, в принципе, всё что могли разобрали и всё возможное вытянули. Есть смысл встретится на форуме о датско-шведских войнах, я думаю есть чего обсудить.
| |
|
Эд
|
| moderator
|
Рапорт N: 386
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 18.12.07 18:21. Заголовок: Wodnik пишет: Есть ..
Wodnik пишет: цитата: | Есть смысл встретится на форуме о датско-шведских войнах, я думаю есть чего обсудить. |
| А что это за форум?
| |
|
Wodnik
|
| |
Рапорт N: 21
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 18.12.07 21:40. Заголовок: Да я не сильно "..
Да я не сильно "дружу" с элекроникой потому могу и ляпнуть чего-нибудь не понятно или вовсе не в строчку. Я имел в виду вот чего: гуляя по сайтам (вроде попал правильно) наткнулся на форум где вы беседовали про корабль "Корона". Я на него вышел через поиск по ключевым словам "датско-шведские войны", его так и запомнил. А смысл я имел в виду вот какой: тема "флот Речи Посполитой" очень узконаправленная. Потому я по своему чайниковскому разумению предположил что расширив тему, разговор станет ещё кому интересен. Ну а если я опять ляпнул "мимо" ,я подозреваю так оно и есть, то не стоит и копошиться по этому поводу. Тогда сразу вот такое дело: насколько я знаю приснопамятный "Ваза" строился по определённому плану усиления флота. Для реализации этого плана Густав-Адольф пригласил голландцев. Было одновременно заложено, по моему, пять кораблей. Я полагаю что они если и не были серийными в современном понимании, то как минимум близкими по типу, размеру и другим показателям. И если "Ваза" по прихоти короля был не жизнеспособен, то интересно было бы "вычислить" остальные корабли и проследить их судьбу, и на основе этого жизнеспособность и вообще удачность проекта(условно назовём) в целом.
| |
|
|
Dreik
|
| |
Рапорт N: 236
Корабль: Золотая Лань
Откуда: Флот Ее Величества
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 18.12.07 21:46. Заголовок: Wodnik пишет: А смы..
Wodnik пишет: цитата: | А смысл я имел в виду вот какой: тема "флот Речи Посполитой" очень узконаправленная. Потому я по своему чайниковскому разумению предположил что расширив тему, разговор станет ещё кому интересен |
| Ну почему же? Можно и расширить. Сначало это и не тема была а скорее запрос. Давайте обсуждать Балтику времен Тридцатилетней войны, тем более, что конфликт был масштабный.
| |
|
Эд
|
| moderator
|
Рапорт N: 388
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 18.12.07 22:27. Заголовок: Dreik пишет: Давайт..
Dreik пишет: цитата: | Давайте обсуждать Балтику времен Тридцатилетней войны, тем более, что конфликт был масштабный. |
| В 1644-45 гг. были сражения датчан со шведами, в общем, неудачные для датчан, голландцы были на стороне шведов. У Штенцеля есть что-то об этом (кажется). У меня есть отрывки из Андерсона и Козьярша по этому периоду. Wodnik пишет: Действительно, были построены еще 4 больших кораблей, но иных размеров и вооружения (размеры и вооружение - на sailingwarships.com) : Applet - 1628-59(затоплен) Kronan 1633-69 (не годен) Gota Ark 1634-50 (не годен) Scepter 1634-56 Участвовали в сражениях 1644-45 гг., 2 из них - и в 1657-59 гг. Vasa был слишком узким и перегружен артиллерией (24ф на обоих деках), так что его гибель неудивительна.
| |
|
Wodnik
|
| |
Рапорт N: 22
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 19.12.07 12:37. Заголовок: Еле выбрался, какой-..
Еле выбрался, какой-то вирус залез. Поисковик на все запросы кидает в порно-сайт. Вот у меня давно есть такой вопрос: Любая книга - работа по истории флота почти дословно друг за другом повторяет что, перекочевавший из античности в новое время, гребной флот(галерный) состоял в военных флотах ещё очень длительное время. В принципе так оно и есть. Но при этом, информацию о галерных флотах можно пересчитать по пальцам. Ради интереса этим и позанимаюсь: Битва у Лепанто, материалы по галерному флоту Франции (галеры"Ле-Ферм", "Ле-Рояль", галеас"Солей Руаяль"), создание галерного флота Петром-Великим и Гренгам. Ну ещё эпизод в романе "Россия молодая", больше на память ничего не приходит. А меня интересует галерный флот Швеции. Количество (полагаю не меньше сотни-двух). Были-ли в его составе галеасы. Если были то какие ( галеас, в принципе серьёзный крупный корабль, и если были, думаю не больше пяти-десяти). И были-ли боевые столкновения с галерным флотом серьёзных противников ( в той же войне с Данией). Кстати сейчас "гулял" по достопримечательностям Гданьска, обратил внимание что герб города держат два жёлтых льва. Возможно и "Жолты лев" тоже куплен или передан Данцигом ещё в постройке по договору с Короной о морском флоте.
| |
|
Эд
|
| moderator
|
Рапорт N: 389
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 19.12.07 14:37. Заголовок: Wodnik пишет: А мен..
Wodnik пишет: цитата: | А меня интересует галерный флот Швеции |
| По галерам мало, но есть: Лепанто 1571 (линии баталии галер турок и христиан) Почти все французские галеры 17-18 вв. Линии баталии венецианских гавлер 1654-84 (Кандийская и 1-я Морейская войны) Некоторые работы о галерах (судостроение) По шведам: галеасов (вроде венецианских) у них не было, в 17 веке галер было немного, у датчан их почти не было вообще (за ненадобностью), Петрушины скампавеи застали шведов врасплох, они начали спешно строить галеры и прамы, но время было потеряно, да и ресурсов не хватало. Есть список всех шведских гребных судов с 1720 г., их последующие бои были только с русскими - у Корпо 1743, 1-е (1789) и 2-е (1790)Роченсальмские, бой Слизова 1790 г., в 1808-09 гг., ряд стычек.
| |
|
Wodnik
|
| |
Рапорт N: 23
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 19.12.07 17:24. Заголовок: Выходит Пётр стал ст..
Выходит Пётр стал строить галерный флот без ярко-выраженной причины. Или, пожалуй, точный расчёт. Опередить Карла уже на старте. Выходит, до этого шведы и не ожидали соперничества в мелководной части Балтики, в Финском заливе. А по поводу голландского галерного флота есть какие сведения. Там у них мелководья вроде хватает, и галеру-образец Пётр оттуда привёз.
| |
|
Эд
|
| moderator
|
Рапорт N: 390
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 19.12.07 17:35. Заголовок: Wodnik пишет: точны..
Wodnik пишет: Именно. Для шведов к 1700 г. Ингрия и Финляндия были задворками, Петра I всерьез не воспринимали ("В Европе посмеялись и быстро забыли о Петре I - как тени расеялись его вшивые рати"). Wodnik пишет: цитата: | А по поводу голландского галерного флота есть какие сведения. Там у них мелководья вроде хватает, и галеру-образец Пётр оттуда привёз |
| Петр I учиться галерному делу посылал в Венецию. Там же брали и проекты гребных судов - скампавея - scampa vea (если не ошибаюсь, проверить негде). В 17 веке сражения с участием галер проходили в Архипелаге и Адриатике - Война за Кандию (Крит) 1644-69 гг., 1-я Морейская 1684-99 (За Морею - Пелопонесс), Венеция против Османской империи, на стороне Венеции также были галеры Папы, Генуи, Мальты.
| |
|
Олег
|
| Мичманъ
|
Рапорт N: 218
Корабль: De Zeven Provincien
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 19.12.07 21:26. Заголовок: Wodnik пишет: А мен..
Wodnik пишет: цитата: | А меня интересует галерный флот Швеции. |
|
Посмотрите Штенцеля. На этом же форуме в разделе Кают-кампания есть тема "Литература в сети" - там на него ссылка.
| |
|
Dreik
|
| |
Рапорт N: 242
Корабль: Золотая Лань
Откуда: Флот Ее Величества
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 23.12.07 17:14. Заголовок: http://i040.radikal...
| |
|
Dreik
|
| |
Рапорт N: 243
Корабль: Золотая Лань
Откуда: Флот Ее Величества
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 23.12.07 17:15. Заголовок: http://i010.radikal...
| |
|
Ответов - 240
, стр:
1
2
3
4
5
6
All
[только новые]
|
|
|